Фаворский
Фаворский в Энциклопедическом словаре:
Фаворский - Алексей Евграфович (1860-1945) - российский химик-органик,создатель научной школы, академик АН СССР (1929), Герой СоциалистическогоТруда (1945). Основополагающие исследования по химии производныхацетилена, циклических углеводородов. Труды Фаворского послужилитеоретической основой для создания ряда важнейших производств, в т. ч.синтетического каучука. Государственная премия СССР (1941).
Владимир Андреевич (1886-1964) -
российский график и живописец,народный
художник СССР (1963),
действительный член АХ
СССР (1962).Создатель школы отечественной ксилографии,
монументалист, театральныйхудожник. Для произведений Фаворского характерны философская
глубина ияркость образов,
высокое мастерство использования выразительныхвозможностей ксилографии (''Достоевский'', 1929; иллюстрации к ''Слову ополку Игореве'', изд. 1954, а
также к ''Борису Годунову'', 1955, и ''Маленькимтрагедиям'', изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская
премия (1962).
Олег Николаевич (р. 1929) -
российский ученый, академик РАН(1991;
академик АН
СССР с 1990).
Труды по теплотехнике энергетическихустановок. Ленинская
премия (1987).
Значение слова Фаворский по словарю медицинских терминов:
Фаворский - см. Кахаля-Фаворского...
Значение слова Фаворский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фаворский (Алексей Евграфович) — химик; род. в 1860 г. Среднее образование получил в Нижегородской и Вологодской гимназиях. В 1878 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Имп. СПб. унив., где и окончил курс со степенью кандидата в 1882 г. Будучи студентом 4-го курса и по окончании курса работал в химической лаборатории унив. в отделении А. М. Бутлерова. В 1883 г. поступил лаборантом в 1-е спб. реальное училище, продолжая работать в университетской лаборатории. В 1886 г. занял место лаборанта при технической лаборатории унив. В 1891 г. защитил диссертацию на степень магистра химии, и в том же году физико-математическим факультетом поручено ему чтение аналитической химии в качестве прив.-доцента. В 1895 г. защитил диссертацию на степень доктора химии и в 1896 г. занял в СПб. унив. кафедру технологии и технической химии. За время своей ученой деятельности напечатал ряд работ по исследованию изомерных превращений в рядах непредельных углеводородов, за которые Русским физико-хим. обществом удостоен премии имени H. H. Соколова. Под руководством Ф. в его лаборатории сделано его учениками 29 научных работ. Ученые труды Ф. напечатаны в "Журнале Русского физико-химического общества" (с 1901 г. Ф. состоит редактором этого журнала): "Изомеризация однозамещенных ацетиленов при нагревании со спиртовой щелочью" (XIX, 414; на нем. языке в "Journal f ür practische Chemie", 37, 382); "Изомеризация двузамещенных ацетиленов и диметилаллена под влиянием металлического натрия и синтез ацетиленкарбоновых кислот" (XIX, 553; на нем. языке, там же, 37, 417); "Действие металлического натрия на этилпропилацетилен" (XX, 445); "Действие спиртовой щелочи на аллилен" (XX, 518; то же на нем. яз., там же, 37, 531); "О диметилацетилене и его тетрабромюре" (XXII, 43; на нем. языке, там же, 42, 143); вместе с К. И. Дебу: "О геометрической изомерии бромопроизводных псевдобутилена" (XXII, 436; пер. на нем. яз., там же, 42,149); "Действие спиртовой щелочи на аллен и диэтиленовые углеводороды" (XXIII, 290; на нем. языке, там же, 44, 229); вместе с К. А. Красуским: "Действие спиртовой щелочи на дипропаргил" (XXIII, 303; на нем. языке, там же, 44, 229); "Исследование изомерных превращений в рядах карбонильных соединений, охлоренных спиртов и галоидозамещенных окисей" (XXVI, 559, XXII, 8; на нем. яз., там же, 51, 533) и др.
Определение слова «Фаворский» по БСЭ:
Фаворский - Алексей Евграфович [20.2(3.3).1860, Павлово, ныне Горьковской области, - 8.8.1945, Ленинград], советский химик-органик, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1922), Герой Социалистического Труда (1945). В 1882 окончил Петербургский университет, где работал у Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. С 1896 профессор Петербургского (Ленинградского) университета, работал также в Ленинградском химико-технологическом институте и в АН СССР, где был первым директором (1934-38) созданного по его инициативе института органической химии. Основные труды в области химии ненасыщенных органических соединений. Первые работы Ф. положили начало теоретическим исследованиям в области изомерных превращений органических соединений, привели к синтезу новых углеводородов с тройной связью, а также к открытию способа получения виниловых эфиров. Изомерные превращения органических соединений Ф. рассматривал в свете представлений о взаимном влиянии атомов и радикалов, входящих в состав молекулы, конкретизируя и развивая соответствующие идеи Бутлерова и В. В. Марковникова. В 1900-05, изучая конденсацию ацетиленовых углеводородов с кетонами под влиянием едкого кали, Ф. открыл новый метод синтеза третичных ацетиленовых спиртов (см. Фаворского реакция).
Ф. создал одну из школ сов. химиков-органиков. Работы Ф. и его учеников в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Государственная премия СССР (1941). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Сб. избр. трудов, М. - Л., 1940.
Лит.: Фаворская Т. А., Алексей Евграфович Фаворский, Л., 1968.
А. Е. Фаворский.
Фаворский -
Владимир Андреевич [2(14).3.1886,
Москва, - 29.12.1964, там же], советский
график и
живописец, народный
художник СССР (1963),
действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш.
Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом
отделении Московского университета (1907-1913). Член общества
«Четыре искусства» (1924-28). С 1907 работал
преимущественно в технике ксилографии
главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию
оформления книги, основные
положения которой сводятся к следующему:
книга - это единство функционального
(«инструмент для чтения») и эстетических начал,
целостный организм, требующий
снаружи оформления как вещь,
предмет быта,
тогда как все внутренние
элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного
истолкования литературных
произведений. Ритм
расположения этих элементов в пространстве книги, мера
подробности в
характеристике героев и ситуаций,
«определённое
отношение... предмета к пространству» должны
выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 - середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая
пластичность, использование только чёрного,
почти осязаемого штриха [
«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)],
разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический
строй иллюстрации
«Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное
переложение поэтических метафор на язык
пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая
экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в
«Новой жизни»
Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет,
движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская
глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление
«Сонетов» Шекспира (изд. в 1948),
сборник «Роберт
Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям»
(изд. в 1961) Пушкина; все - Ленинская премия, 1962].
Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935,
серия «Великие
русские полководцы», 1945-47),
экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к
линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942-44) и
публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал
особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938-61, и др.).
В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и
живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве,
сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны
сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой
театральной условностью, тонкостью живописных решений
(«Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.).
Творчество Ф. оказало
большое влияние на сов. искусство,
особенно на графику.
Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30), Полиграфического института (1930-34), института изобразительных искусств (1934-1938), института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве.
Среди учеников - А. Д.
Гончаров, А. А.
Дейнека, Ю. И.
Пименов, М. И. Пиков.
Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о
творчестве, о книге, М., 1966.
Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964;
Книга о Владимире Фаворском, М., 1967;
Климов Р.,
Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское
искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.
Е. С. Левитин.
В. А. Фаворский.
Фаворитный
Фаворский
Фавр