Эренбург

Эренбург в Энциклопедическом словаре:
Эренбург - Илья Григорьевич (1891-1967) - российский писатель, публицист. Вромане с авантюрными сюжетами ''Хулио Хуренито'' (1922), ''Бурная жизньЛазика Ройтшванеца'' (1928, в России опубликован в 1989) -философско-сатирическая панорама жизни Европы и России 1910-20-х гг. Книгановелл ''Тринадцать трубок'' (1923). Роман ''Падение Парижа'' (1941-42),''Буря'' (1946-47) - о Франции во время 2-й мировой войны. Остраяантифашистская публицистика (книга ''Испанский закал'', 1938; ''Война'',1942-44). Сборники лирики. Переводы (в т. ч. Франсуа Вийона). Эссе охудожниках и писателях. Повесть ''Оттепель'' (1954-56), название которойстало метафорическим обозначением периода советской истории после смертиИ.В. Сталина. Художественные мемуары ''Люди, годы, жизнь'' (кн. 1-6,1961-1965) открыли многие, ранее замалчиваемые факты, события, имена изистории отечественной и европейской культуры и общественной жизни 20 в.Государственная премия СССР (1942, 1948), Международная Ленинская премия(1952).

Определение слова «Эренбург» по БСЭ:
Эренбург - Илья Григорьевич (15(27). 1. 1891, Киев, - 31. 8. 1967, Москва), русский советский писатель, общественный деятель. Родился в семье инженера. Принимал участие в работе революционной организации большевиков, в 1908 был арестован, в декабре 1908 эмигрировал в Париж. Сборник
«Стихи о канунах» (1916) пронизаны резким неприятием «гибнущей Европы», империалистической войны. В июле 1917 вернулся на родину. Октябрьскую социалистическую революцию Э. вначале не понял (книга стихов «Молитва о России», 1918).
Искренне приветствуя рождение «иного, великого века», Э. испытывал «... восторг и ужас пред современностью» (сборник «Кануны», Берлин, 1921, с. 3). В 1921-24 жил в Берлине, активно сотрудничал в советской печати. В 1922 опубликовал философско-сатирический роман
«Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...», в котором дана мозаичная картина жизни Европы и России времен 1-й мировой войны и революции. Основной психологический конфликт произведений 20-х гг. - конфликт долга и чувства, противопоставление человека обществу
(«Жизнь и гибель Николая Курбова», 1923; «Любовь Жанны Ней», 1924, и др.); критика капитализма, буржуазной морали, анализ противоречий буржуазной культуры («Тринадцать трубок», «Трест Д. Е.», оба - 1923). Э. опубликовал книгу
«Портреты русских поэтов» (1922), создал социально-психологические романы «Рвач» (1925), «В Проточном переулке» (1927). С начала 30-х гг. постоянно жил в СССР. Философская проблематика романа «День второй» (1933, отд. изд. 1934) включала в себя впечатления от знакомства с крупными стройками 1-й пятилетки, пересмотр прежнего скептицизма, была насыщена интересом к духовной культуре нового человека. Во время национально-революционной войны испанского народа 1936-39 Э. был военным корреспондентом
«Известий»; много выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). В 1940 Э. начал работу над романом «Падение Парижа»
(1941; Государственная премия СССР, 1942) о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции немецкими оккупантами во 2-й мировой войне. С началом Великой Отечественной войны приобрела широкую известность публицистика Э., разоблачавшая политику и мораль фашизма, взывавшая к совести народов, укреплявшая веру людей в победу над фашизмом, священное чувство ненависти к врагу (статьи, постоянно печатавшиеся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в книге публицистики «Война», т. 1-3, 1942-44).
В дни войны возник замысел романа «Буря» (1946-1947; Государственная премия СССР, 1948). Основной конфликт эпохи - противостояние фашизма и антифашизма - раскрывается в
«Буре» через изображение множества самостоятельных, но подвластных историческим катаклизмам судеб. В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал» (1951-52), повесть «Оттепель» (1954-56), вызвавшую острые споры, литературно-критическое эссе
(«Французские тетради», 1958; «Перечитывая Чехова», 1960). Наиболее значительные произведения последних лет - воспоминания «Люди, годы, жизнь» (кн. 1-6, 1961-65). Критика высоко оценила литературные портреты, созданные Э., но оспаривала его концепцию искусства и понимание некоторых явлений общественной жизни. Депутат Верховного Совета СССР 3-7-го созывов, с 1950 вице-президент Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия
«За укрепление мира между народами» (1952). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Произведения Э. переведены на основные языки мира.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-8, М. - Л., 1928-29; Собр. соч., т. 1-9, М., 1962-66; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959; Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет. (Предисл. К. Симонова. Послесл. Л. Лазарева), М., 1974.
Лит.: Трифонова Т., Илья Эренбург. Критико-биографический очерк, М., 1952; её же, И. Г. Эренбург. История русской советской литературы, 2 изд., т. 4, М., 1971; Федин К., Илья Эренбург, Собр. соч., т. 9, М., 1962; Воспоминания об Илье Эренбурге. Сборник, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 6, ч. 2, М., 1969.
Г. А. Белая.
И. Г. Эренбург.

Эренберг    Эренбург    Эрендженов