Лыжи

Значение слова Лыжи по Ефремовой:
Лыжи - 1. Плоские деревянные или пластиковые полозья для передвижения по снегу, прикрепляемые к ботинкам. // перен. разг. Хождение, бег и т.п. на таких полозьях как вид спорта.
2. Специальные полозья, устанавливаемые на самолете вместо колес для обеспечения его взлета с земли, покрытой снегом, и посадки на нее.

Значение слова Лыжи по Ожегову:
Лыжи - Вид спорта - хождение, бег на таких полозьях


Лыжи Плоские деревянные (или пластиковые) полозья для хождения, бега по снегу

Лыжи в Энциклопедическом словаре:
Лыжи - различают: скользящие (полозообразная форма и загнутый кверхуносок) - спортивные, туристские, охотничьи, специальные (напр.,самолетные), водные и т. д.; ступающие (деревянный обод с сеткой из гибкойлозы или ремней). Лыжи появились у северных племен в эпоху неолита.

Значение слова Лыжи по словарю Ушакова:
ЛЫЖИ
лыж, ед. лыжа, лыжи, ж. Приспособление в форме длинных полозьев для хождения по снегу. Ходить на лыжах. Бег на лыжах. Охотничьи лыжи. Навострить лыжи (разг. фам.) - приготовиться уйти, убежать, чтобы скрыться.

Значение слова Лыжи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лыжииздавна употребляются жителями Севера для ходьбы зимой по глубокому снегу. Л. представляют из себя две доски (из ели, сосны, березы, клена или дуба), около 3 арш. длиной и 3½—4 вершка шириной, с загнутыми спереди, а иногда и сзади, концами, выгнутой посередине поверхностью и выдолбленным снизу, во всю длину, желобом, заставляющим Л. идти по снегу, как по рельсу. Хорошие Л. должны быть легки и гладки, упруги, крепки и удобны для управления. Наиболее употребительны по легкости и дешевизне голицы, т. е. ничем не подбитые Л., но значительно удобнее те, которые подшиты с нижней стороны кисами — сшитыми между собою шнурками с пазанок (нижней части ног лося), оленя или жеребенка, а также шкурой выдры; такие Л. не скользят против шерсти, а потому чрезвычайно облегчают поднятие на горы. Посередине Л. делается небольшое, оклеенное берестой или тоже шкуркой возвышение, к которому нога привязывается путами (носочным, а иногда и пяточным ремнями). Ходьба на Л. состоит в переменном передвижении ног вперед, не отделяя Л. от поверхности снега, причем Л. должны скользить параллельно одна другой, в возможно близком расстоянии. При беге для облегчения употребляют длинные палки (батожки, койки, посохи, костыри или кухтари) с деревянным кружком на конце (или обручем, прикрепленным ременным переплетом); эта палка служит для отталкивания, а при спуске с горы — для баланса и тормоза, для чего на нее садятся тогда верхом; иногда к переднему концу палки насаживается железный крючок, которым цепляются за деревья при подъеме на гору. В тайге, где нет дорог, Л. представляют единственный способ зимнего сообщения; без них был бы немыслим зимний промысел, тогда как на Л. промышленник может догнать и довести от усталости до изнеможения каждого зверя, проваливающегося в снегу [В несколько измененном виде Л. служат северным поморам для ходьбы во время промысла по шуге — плавающей в море между ледяными глыбами густой ледяной каше. Л. могут также служить для ходьбы по топким болотам и трясинам.]. В Норвегии, Финляндии и отчасти уже у нас бег на Л. начинает переходить в спорт, причем устраиваются состязания на продолжительность и быстроту бега (30 км — около 2 час. 15 мин.). В 1895 г. утвержден устав "Московского клуба лыжников". В последнее время сознано огромное значение Л. и для военных целей: в австрийской и германской армиях производятся практические учения и маневрирования особых отрядов лыжников, которых сравнивают с легкой кавалерией; такие отряды могут служить опасными партизанами и наносить неприятелю существенный вред зимой, когда обыкновенно военные действия приостанавливаются. Равным образом и в России с 1886 г. во многих частях нашей армии, где сформированы охотничьи команды, введено уже обучение нижних чинов ходьбе на лыжах (см. также Лыжная рать). От описанных выше Л. отличаются индейские, или канадские, Л., состоящие из двух овальных деревянных рам, переплетенных сетью из жил или тонких ремней, длиной около 1½ аршина и шириной ½ аршина; передняя часть рамы закруглена и приподнята, а задняя — вытянута в острие. Эти Л. прикрепляются ремнями к ногам, и на них ходят по снегу, поднимая и переставляя ноги, как при обыкновенной ходьбе. См. П. Белдыцкий, "Заметка о Л." ("Природа и охота", 1880, VI); Л. Сабанеев, "Охотничий календарь" (М., 1892); Э. Рундберг, "О лыжном спорте в Норвегии и Финляндии" ("Охотничья газета", № 10, приведена местная библиография, многочисленные рисунки); его же "О канадийских Л." (там же, № 49); "Пользование Л. для военных целей" ("Охота", 1893, № 1). С. Б.

Определение слова «Лыжи» по БСЭ:
Лыжи - приспособление, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по заснеженной местности, болотистой и водной поверхности. Появились у северных племён в эпоху неолита. К этому времени относятся древнейшие наскальные изображения людей на Л., найденные у берегов Белого моря. В течение нескольких тысячелетий Л. применялись главным образом как средство передвижения, использовались в быту охотниками, воинами. Впоследствии большое распространение Л. нашли в спорте и физической культуре.
В современной классификации два типа Л.: ступающие и скользящие. Ступающие Л. по назначению различают снежные и болотные; состоят из деревянного обода, переплетённого сыромятным ремнем или гибкой лозой; могут иметь овальную, круглую, подковообразную, квадратную и другие формы. Скользящие Л. имеют полозообразную форму, гладкую нижнюю поверхность с продольным жёлобом и весовым прогибом посредине, заострённый и загнутый кверху носок; носковая и пяточная части несколько расширены; изготовляются из цельных брусков дерева (берёзы, ясеня, клёна, бука, гикори и других), могут быть клеёными. По назначению различают скользящие Л. спортивные - гоночные, прыжковые (для прыжков с трамплина), горные (для горнолыжного спорта - слалома, слалома-гиганта, скоростного спуска и спуска на скорость); туристские - универсальные и лесные; охотничьи -
«камосные» (со скользящей поверхностью, подшитой коротким жёстким мехом) и «голица» (скользящая поверхность - гладкое дерево); специальные - складные (туристские с замком, позволяющим их складывать), технические (самолётные, аэросанные, мотоциклетные), грузовые (для перевозки груза на буксире); военные (напоминают по форме универсальные туристские); детские; водные (смотри Воднолыжный спорт). Размеры и масса Л.: гоночные - длина 190-220 см, ширина в носке 54 мм, посредине 47 мм, в пятке 50 мм, масса в паре около 1,3 кг; прыжковые соответственно - 240-255, 105, 85, 97, 6,5-12,5 (носки и пятки прыжковых Л. обычно окантованы металлическими пластинами, на скользящей поверхности 3-6 направляющих желобов); горные - 203-240, 87, 70, 78, 3,6-8,0 (склеиваются из пластиков, разных пород дерева, металла, резины, ткани и прочего, окантованы металлическими пластинами); туристские универсальные - 200-215, 85, 70, 74, 2,8; туристские лесные - длина 80-200 см, ширина одинаковая до 200 мм; охотничьи
«камосные» - длина до плеча лыжника, ширина до 250 мм; «голица» - немного длиннее роста лыжника, ширина до 180 мм; водные - длина 90-250 см, ширина 150-250 мм, высота киля 30-120 мм (для слалома и соревнований на скорость одна Л. с двумя креплениями, для прыжков и прогулок - пара Л., для фигурного катания одна или пара Л.; скользящая поверхность нередко покрывается пластиком, киль окантован металлическими пластинами). Л. каждого типа производятся по номерам, в зависимости от роста, Л. высшего качества имеют фирменную маркировку. См. также Лыжный спорт.
М. А. Аграновский.

Лыжероллеры    Лыжи    Лыжина