Мейерхольд

Мейерхольд в Энциклопедическом словаре:
Мейерхольд - Всеволод Эмильевич (1874-1940) - российский режиссер, актер,педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В1898-1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем впровинции. В 1906-07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской наОфицерской (Санкт-Петербург). Развивал символическую концепцию ''условноготеатра'' (''Сестра Беатриса'' М. Метерлинка и ''Балаганчик'' А. А. Блока,1906). В 1908-17 в петербургских императорских театрах. Утверждал принципы''театрального традиционализма'', стремился вернуть театру яркость ипраздничность (''Дон Жуан'' Мольера, 1910, и ''Маскарад'' М. Ю. Лермонтова,1917, в Александринском театре и др.). После 1917 возглавил движение''Театрального Октября'', выдвинув программу полной переоценки эстетическихценностей, политической активизации театра. В 1920-38 руководил театром вМоскве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нем школой.Разработал особую методологию актерского тренажа - биомеханику, в которойнашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставилспектакли: ''Мистерия-буфф'' (1918, 1921) и ''Клоп'' (1929) В. В. Маяковского,''Великодушный рогоносец'' Ф. Кроммелинка (1922), ''Лес'' А. Н. Островского(1924), ''Ревизор'' Н. В. Гоголя (1926), ''Дама с камелиями'' А. Дюма-сына(1934). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Определение слова «Мейерхольд» по БСЭ:
Мейерхольд - Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, - 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 - на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли М. - Треплев, Тузенбах
(«Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им
«Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа М., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли
(«Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 М. был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), М. ставил уже иную задачу - возрождение принципов
«театра прошлых эпох»; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил
«Незнакомку» и «Балаганчик» Блока.
Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности М. в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920-1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища».
Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского,
«Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [
«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.].
М. осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).
В 1922-24 М. был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек М. к работе в руководимом им оперном театре.
Творческие поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.
Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1-2, М., 1968.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108-16, 373-407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М. - Л., 1929: Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Алперс Б., Театр социальной маски, М. - Л., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969].
Б. И. Ростоцкий.
Сцена из спектакля «Клоп» В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд.

Сцена из спектакля «Последний решительный» Вс. Вишневского. 1931. Режиссёр В. Э. Мейерхольд.

В. Э. Мейерхольд.

Мейерсон Иньяс    Мейерхольд    Мейерхольда Имени Театр