Мазаччо

Мазаччо в Энциклопедическом словаре:
Мазаччо - (Masaccio) (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи -Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401-28), итальянский живописец.Представитель флорентинской школы, один из основоположниковреалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценахгуманистические представления о совершенной человеческой личности.Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическаятелесность, трехмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрескикапеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-28).

Определение слова «Мазаччо» по БСЭ:
Мазаччо - [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, - осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи Кватроченто, М. в своём творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал [с 1424(?)] с Мазолино да Паникале; чёткое разделение произведений Мазолино и М. составляет одну из запутаннейших задач современного искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ М.
(«Мадонна со святой Анной», совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция; полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части - в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 М. исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М., - «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню»);
помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, М. вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Во фреске
«Троица» (около 1426-27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М., очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужественное искусство М. оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.
Лит.: Романов Н. И., Мазаччо, «Ученые записки МГУ», в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; MesniI J., Masaccio et les dйbuts de la Renaissance, La Haye, 1927; Parronchi A., Masaccio, Firenze, 1966; Berti L., Masaccio, L. - Phil., 1967.
Фрагмент фрески «Чудо со статиром».

Фрагмент фрески «Чудо со статиром».

«Апостол Пётр». Фрагмент фрески «Апостолы Пётр и Павел, раздающие милостыню» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1425-28.

«Троица». Фреска в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1426-27.

«Апостол Павел». Часть полиптиха из церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе. 1426. Национальный музей Сан-Матео. Пиза.

«Чудо со статиром». Фреска в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1425-28.

Мазаться    Мазаччо    Маздакизм