Милль
Милль в Энциклопедическом словаре:
Милль - (Mill) Джеймс (1773-1836) - английский философ, историк и экономист.Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественногоправа. Комментатор экономического учения Д. Рикардо.
Джон
Стюарт (1806-73) -
английский философ и
экономист. Идеологлиберализма. Сын Дж. Милля.
Основатель английского позитивизма,последователь О. Конта. В ''Системе логики'' (т. 1-2, 1843) разработалиндуктивную логику, которую трактовал как общую методологию наук. В этикесоединял
принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом. В сочинении''Основания политической экономии'' (т. 1-2, 1848) положения классическойполитэкономии объединял со взглядами Ж. Б. Сея и Т. Р. Мальтуса.
Определение слова «Милль» по БСЭ:
Милль (Mill)
Джеймс (6.4.1773, Нортуотер-Бридж, Шотландия, - 23.6.1836, Кенсингтон), английский философ, историк и экономист. Отец Джона Стюарта Милля. Окончил богословский факультет Эдинбургского университета (1798). Был пастором. Занимался журналистской деятельностью. После опубликования
«Истории Британской Индии» (т. 1-3, 1817-18) получил место в Ост-Индской компании в Лондоне, где служил до конца жизни. Испытал значительное влияние Утилитаризма И. Бентама. В своей основной философской работе «Анализ феноменов человеческого духа»
(1829) М., следуя учению Д. Юма, стремился свести все значения к чувствованиям или переживаниям, включая в их число ощущения и «идеи». М. широко использовал выдвинутый Юмом и Д. Гартли принцип ассоциации идей, считая его основной операцией сознания. В этике М. придерживался утилитаризма, считая общественную пользу высшим принципом и критерием морали, которая не поддаётся полной реализации в жизни людей. В преданности общему благу М. усматривал источник личного счастья. Для его социологических воззрений характерно отрицание концепции естественного права и стремление объяснить содержание и структуру всех социальных институтов исходя непосредственно из принципа пользы. Придерживаясь либерально-буржуазных политических взглядов, М. предлагал частичные усовершенствования брит. конституционной системы, видя подлинного хозяина государства в
«среднем классе», т. е. в промышленной и торговой буржуазии.
И. С. Нарский.
В книге «Элементы политической экономии» (1821) М. выступил как последователь и комментатор учения Д. Рикардо, считая его теоретическим оружием в борьбе с остатками феодализма в сфере экономики. Вместе с тем М. вульгаризировал теорию Рикардо, игнорируя её суть - теорию трудовой стоимости; положил начало разложению рикардианской школы. М. известен как один из авторов апологетической теории т. н. фонда заработной платы, согласно которой общая доля заработной платы в национальном доходе определяется естественными факторами и не зависит от результатов классовой борьбы.
Соч.: The principles of toleration, L., 1837; A fragment on Mackintosh, new ed., L., 1870.
Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26; Розенберг Д. И., История политической экономии, ч. 2, М. - Л., 1935, с. 304-13; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 456-59; Bain A., J. Mill, L., 1882; Stephen L., The English utilitarians, v. 2, N. Y., 1950; Mill John St., Autobiography, N. Y., [1957].
Милль (Mill)
Джон
Стюарт (20.5.1806,
Лондон, - 8.5.1873,
Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный
деятель. Сын
Джеймса Милля, под руководством которого получил
всестороннее образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865-68 член
палаты общин, где поддерживал либеральные и
демократические реформы.
Мировоззрение М. складывалось под влиянием политической экономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж.
Беркли и Д. Юма и
ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его
философские взгляды изложены в
«Рассмотрении философии сэра Вильяма Гамильтона» (1865, рус. пер. 1869), где М. с позиций феноменалистического (см.
Феноменализм) позитивизма возражает английским априористам. Всё
знание проистекает из опыта и его предметом являются наши ощущения.
Материя, по М., - лишь постоянная
возможность ощущений, а сознание - возможность их
переживаний. Разделяя ряд философских и логических установок позитивизма О.
Конта, М. отвергал его социально-политическую
доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую значение
человеческой свободы и индивидуальности
(«Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867).
Основные
сочинения М. «Система логики» (т 1-2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую
трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает
учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом)
умозаключении, об индукции и методах индуктивного
исследования причинной
зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах
познания, о заблуждениях, о логике «нравственных наук».
В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М.
также исходит из концепции опытного
происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой
ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не
только эгоистические, но и
бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны
учитывать взаимные
интересы, что дисциплинирует их
эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается
поэтому в стремлении к
достижению не максимума личного счастья, а «наибольшей суммы общего счастья».
А. Л. Субботин.
Осуждая пороки капиталистического строя
(культ денег, имущественное
неравенство, низкий жизненный уровень трудящихся), М. стоял на позициях буржуазного реформизма. В труде «Основания политической экономии и
некоторые приложения их к
социальной философии»
(1848, рус. пер., т. 1-2, 1865) М. стремился дать
систематизированное изложение идей
современной буржуазной политической экономии. Пытаясь
избежать противоречий, характерных для классической политической экономии, М.
эклектически объединил её
положения с вульгарными взглядами Ж. Б. Сея, Н. Сениора, Т. Мальтуса, что было
подвергнуто критике К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 17, 624-25, прим.).
Л. Г. Суперфин.
Соч.: Letters, v. 1-2. L., 1910; в рус. пер. - О свободе, 2 изд., СПБ, 1906;
Рассуждения и исследования
политические, философские и
исторические, ч. 1-3, СПБ, 1864-1865;
Размышления о представительном
правлении, в. 1-2, СПБ, 1863-64;
Англия и
Ирландия, Хар., 1873;
Подчиненность женщины, СПБ, 1906;
Автобиография, М., 1896.
Лит.:
Россель Ю., Д. С. Милль и его
школа, «Вестник Европы», 1874, № 5, 6, 7, 10, 12; Туган-Барановскиq М., Д. С. Милль. Его
жизнь и учено-литературная деятельность, СПБ, 1892;
Зенгер С., Д. Ст. Милль, его жизнь и
произведения, пер. с нем., СПБ, 1903;
Чернышевский Н. Г.,
Очерки из политической экономии (по Миллю), Полн. собр. соч., т. 9, М., 1949;
Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и
социологии Англии XIX в., М., 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; Britton K., J. S. Mill, L., 1953; Packe M. S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954; Ryаn A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970; McCIoskey Н. J., J. S. Mill, N. Y., 1971.
Миллс
Милль
Милль Джон Стюарт