Мольер
Мольер в Энциклопедическом словаре:
Мольер - (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен - Poquelin) (1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанрсоциально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы ("Смешные жеманницы", поставлена 1659; "Мизантроп", поставлена 1666; "Скупой", поставлена 1668; "Ученые женщины", поставлена 1672; "Мещанин во дворянстве", поставлена 1670; "Мнимый больной", поставлена 1673); с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа,- комедия "Тартюф, или Обманщик"(поставлена 1664). Постановка "Дон Жуана" в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.
Читать избранные произведения Мольера:
Определение слова «Мольер» по БСЭ:
Мольер (Moliиre)
(псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, - 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М. создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих
«как в зеркале, всё общество», М. выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.
М. родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с несколькими актёрами и любителями «Блистательный театр».
Но слабый в драматургическом отношении устарелый репертуар привёл к краху нового начинания, и М. с товарищами был вынужден покинуть Париж. Актёры стали выступать в провинции перед демократической аудиторией, для которой М. начал сочинять небольшие весёлые комедии в духе народного фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий М. -
«Шалый» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная досада» (пост. 1656, изд. 1663) - основаны на итальянских пьесах, существенно переработанных драматургом. В «Шалом» создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего народный ум, энергию и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии М. и открыл в ней галерею образов слуг. Успех М. и его труппы в провинции (1645-58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль, данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это определило судьбу театра. Комедии М., начиная с пьесы
«Смешные жеманницы» (пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократическому прециозному искусству, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологических переживаний, социальной сатирой и гуманистической моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой
«высокой комедии» М. - «Школе жён» (пост. 1662, изд. 1663), в центре которой - образ деспотического буржуа, сторонника собственнической патриархальной морали Арнольфа. «Школа жён», имевшая огромный успех у демократического зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актёров. В ответ М. поставил на сцене две короткие пьесы -
«Критика Школы жён» (пост. и изд. 1663) и «Версальский экспромт» (пост. 1663, изд. 1682); в них он выразил свои эстетические взгляды.
Дарование М. достигло расцвета в комедиях «Тартюф» (пост. 1664 и немедленное её запрещение: пост. и изд. 1669), «Дон Жуан» (пост. 1665, изд. 1683), «Мизантроп» (пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации. В. Г. Белинский писал, что М. в
«Тартюфе» смог «...страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества...» (Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за «Тартюфа» длилась пять лет. Враги М. добились снятия со сцены комедии
«Дон Жуан», с её резкой критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного зла содержит комедия «Мизантроп», герой которой Альцест гневно осуждает пороки господствующих сословий. Решительность, бескомпромиссность М. особенно ярко проявлялись в характерах людей из народа - деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа. Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комическая страсть господина Журдена стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана
(«Мещанин во дворянстве», пост. 1670, изд. 1671; «Мнимый больной», пост. 1673, изд. 1674).
При всей живости, эмоциональности творчества М. важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рационалистический метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал черты, необходимые для изображения определённых типов и данной всепокоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении
«Скупой» (пост. 1668, изд. 1669). Подняв французскую комедию до уровня большого искусства, М. сохранил её органическую связь с народным фарсом (например, «Проделки Скапена», пост. и изд. 1671).
В России первые переводы комедий М. появились в начале 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие русские и советские актёры (И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский, Ю. М. Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Октябрьской социалистической революции комедии М. получили особую популярность и прочно вошли в репертуар советских театров. Острая сатирическая направленность и яркий оптимизм театра М. вызывают живой отклик у многонационального зрителя Советского Союза.
Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., т. 1-4, М., 1965-67.
Лит.: Мокульский С., Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935; Булгаков М., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Бояджиев Г., Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, [М., 1967]; его же, Мольер на советской сцене, М., 1971; Brisson P., Moli
иre, sa vie dans ses ceuvres, P., 1942; Audiberti J., Moliеre dramaturge, P., 1954; Romano D., Essai sur ie comique de Moliиre, Berne, 1960; «Europe», 1966, № 441-442 (№ посвящен Мольеру); Jurgens М., Maxfield-MiIIer E., Cent ans de recherches sur Moli
иre, [P.], 1963; Brett V., Moliиre, Praha, 1967; Le petit Moliиre (1673-1973), P., 1973.
Г. Н. Бояджиев.
Мольер. Сцена из спектакля «Тартюф». Театр «Комеди Франсез». 1954.
Мольер. «Мизантроп». 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше.
Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
Мольер.
Мольва
Мольер
Мольков