Монтень

Монтень в Энциклопедическом словаре:
Монтень - (Montaigne) Мишель де (1533-92) - французский философ-гуманист.Книга эссе ''Опыты'' (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразнымскептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма;обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей,рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистическийавтопортрет.


(Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533 - замок Монтень близ Бордо- 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политическийи общественный деятель.Жизненный путь. ОбразованиеРодился на юго-западеФранции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул вконце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: пораспоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с нимтолько на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, гдеизучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занималприобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-егг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихсягражданских войн выступал за восстановление во Франции мира инационального согласия. Примыкал к партии ''политиков'', которые отвергалирелигиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильнойкоролевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечитьгосударственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе закорону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).Основойнезаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских игреческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры,откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу свыдающимися современниками - мыслителями, государственнымидеятелями.ТворчествоК труду своей жизни, ''Опытам'' (''Essais''), Монтеньприступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись вродовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордовышли из печати две первые книги ''Опытов''. В том же 1580 Монтеньпредпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранилсяопубликованный лишь в 18 в. ''Путевой дневник'' (''Journal du voyage deMontagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581'', 1775) снаблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем настраницы ''Опытов''. Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над ''Опытами'' до конца своихдней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).Жанр''Опытов''''Опыты'' непосредственно продолжают традицию философско-этических иполитических сочинений типа ''Заметок'', ''Рассуждений'', ''Записок'',''Памяток'', повествующих без видимой последовательности и системы о самыхразных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии ксообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы сназиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего''Опыты'' напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф.Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записнымикнижками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими ''Опытами''Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченногов движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жесткимпланом.ФилософияИсследуя природу человеческого знания, Монтень показываетего ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства,неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение,невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияниеантичного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыминаправлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскимиидеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико деллаМирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского.Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги ''Опытов'' -своего рода трактат в трактате, - названная ''Апология РаймундаСабундского''; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко невсегда согласен с выводами его ''Естественного богословия'', которое попросьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал.Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - ''заставитьчеловека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук егожалкое оружие разума''. По Монтеню, человек не занимает центральногоположения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общийпорядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимымболезненным высокомерием.Труд Монтеня оказал огромное влияние нафилософскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующихэпох. Перекличка с ''Опытами'' слышна в ''Гамлете'', а также в поздних пьесахШекспира, у которого был экземпляр ''Опытов'' в английском переводе 1603.Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ ФрэнсисБэкон.Сочинения:Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3.Essais. Paris, 1962. T.1-2.Литература:Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // Историяфилософии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234.Moreau P. Montaigne, lhomme et l oeuvre. Paris, 1958.Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963.О. Ф.КудрявцевМОНТЕРИЯ - город на севере Колумбии, административный центр департаментаКордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементнаяпромышленность. Университет.

Определение слова «Монтень» по БСЭ:
Монтень (Montaigne)
Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, - 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580-1588 М. опубликовал своё основное сочинение
«Опыты» (книги 1-3). Литературно-философский жанр размышления над конкретными историческими фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин «эссе» («опыт»)
своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражданской и религиозной войн между феодальной знатью и складывавшейся монархией, между католической и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистический скептицизм М. направлены против церковной ортодоксии и схоластики, господствовавшей в средневековых университетах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феодальной анархии и произвола.
Предмет критики М. - моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с которым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естественной нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц которого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.
Век Классицизма не мог понять М. Многие его идеи ведут к Ш. Монтескье, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.
Соч.: Œuvres complиtes, v. 1-6, P., 1924-27; в рус. пер. - Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1-3, М., 1960.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. - Л., 1946, с. 321-34; Рыкова Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Moreau P., Montaigne. Lhomme et lœuvre, 4 ed., P., [1958]; «Europe», 1972, № 513-14, janv. - f
йvr. (номер посвящен Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et ie problиme du temps, P., 1972; Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.
В. И. Ефимов.
М. Монтень.

Монтемайор    Монтень    Монтер