Онтология

Значение слова Онтология по Ефремовой:
Онтология - Учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.

Значение слова Онтология по Ожегову:
Онтология - Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой

Онтология в Энциклопедическом словаре:
Онтология - (от греч. on - род. п. ontos - сущее и ...логия), разделфилософии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании),в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура изакономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Значение слова Онтология по словарю Ушакова:
ОНТОЛОГИЯ
онтологии, ж. (от греч. on (род. п. ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего.

Значение слова Онтология по словарю Даля:
Онтология
греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути.

Значение слова Онтология по словарю Брокгауза и Ефрона:
Онтология (οντολογια) — вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также "первой философией". Здесь рассматриваются понятия нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное (или действительное) и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина (определяемая формально, как единство многообразного или согласие различного), свойства и условия действительного бытия — пространство, время, движение, форма, происхождение из другого и переход в другое; наконец, излагается учение о простых единицах реального бытия или монадах (обладающих силой сопротивления, но без способности представления). Вл. С.

Определение слова «Онтология» по БСЭ:
Онтология (от греч. уn, род. падеж уntos - сущее и...Логия)
раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.
Термин «О.» был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики. Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого О. стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. До начала 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство О., гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.
В 20 в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки (например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений (например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.). В современной марксистской литературе вопрос об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет права на самостоятельное существование, то, по мнению других, в рамках диалектического материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.
Для ряда направлений современной буржуазной философии (в частности, для феноменологии, Экзистенциализма, Персонализма) характерны попытки возродить проблематику О. в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе - как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.
Э. Г. Юдин.

Онтологический    Онтология    Онурис