Поленов
Поленов в Энциклопедическом словаре:
Поленов - Андрей Львович (1871-1947) - один из основоположниковнейрохирургии в СССР, академик АМН (1945). Труды по травматологии ихирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путейголовного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).
Василий Дмитриевич Дмитрий Васильевич (1806-78) -российский
историк государственной школы,
библиограф, член-корреспондентПетербургской АН (1861).
Труды о русских летописях. Исследования ипубликации по истории Уложенной комиссии.
Константин
Павлович (1835-1908) -
российский металлург. Разработалспособ производства упрочненных железных рельсов (1864) и процессбессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревомего в пламенной отражательной печи - т. н. русское бессемерование(1875-76).
Алексей Яковлевич (1738-1816) -
российский историк, просветитель.В сочинении ''О крепостном состоянии крестьян в России'' (1766, опубликовано1865) предлагал
ограничить крепостное право.
Василий Дмитриевич (1844-1927) -
российский живописец. Сын Д. В.Поленова.
Передвижник. Пленэрные пейзажи (''Московский
дворик'', 1878),бытовые (''Больная'', 1886), исторические картины. В композициях наевангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственнойпроблематики (''Христос и
грешница'', 1886-87).
Театральный художник,организатор народного театра.
Автор музыкальных сочинений (опера ''ПризракиЭллады'', романсы и др.).
Андрей Львович (р. 1925) -
российский физиолог, морфолог,член-корреспондент РАН (1991;
член-корреспондент АН
СССР с 1990).Исследовал структуры гипоталамуса и
роль его нейрогормонов в регуляциифункций организма в норме и патологии.
Значение слова Поленов по словарю медицинских терминов:
Поленов - см. Тихоновича-Поленова...
Определение слова «Поленов» по БСЭ:
Поленов - Алексей Яковлевич [1(12).10.1738 - 10(22).7.1816, Петербург], русский историк. Учился в университете при Петербургской АН, в Страсбургском и Гёттингенском университетах. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономическим обществом конкурсную тему сочинение
«О крепостном состоянии крестьян в России», в котором критиковал крепостничество (опубликовано 1865). П. предлагал прекратить торговлю крестьянами без земли, запретить продажу членов одной семьи порознь, ввести всеобщее обучение грамоте, обеспечить крестьян лекарями, ограничить барщину одним днём в неделю. В 1768 совместно с С. С. Башиловым издал 2-ю часть Никоновской летописи.
Лит.: Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Белявский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965.
Поленов -
Андрей Львович [7(19).4.1871,
Москва, - 19.7.1947, Ленинград], один из основоположников нейрохирургии в СССР,
академик АМН СССР (1945),
заслуженный деятель науки
РСФСР (1934). В 1896 окончил Военно-медицинскую
академию. С 1914
профессор кафедр
оперативной хирургии, травматологии и
ортопедии Петербургского психоневрологического института.
Инициатор создания и
директор (1917-24) Петроградского физиохирургического института, где организовал (1921)
первое в СССР нейрохирургическое
отделение. С 1924 директор организованного им травматологического института. В 1935 создал и возглавил первую в СССР кафедру нейрохирургии в Ленинградском
институте для
усовершенствования врачей. С 1938 директор Ленинградского нейрохирургического института. Основные
труды по хирургическому лечению
заболеваний периферических нервов, симпатической нервной системы, хирургии проводящих путей при болях и гиперкинезах. Создал
«Атлас
операций на головном и спинном мозге» (Государственная
премия СССР, 1946). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Избр. труды, Л., 1956 (лит.).
Поленов -
Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927,
усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский
живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный
художник РСФСР (1926). Сын Д. В.
Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71).
Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 -
передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же
время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг.
большое место в
творчестве П. занимает
пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А.
Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы,
неразрывно связанных с
повседневной жизнью человека, одним из первых в русской
живописи добивался пленэрной свежести колорита,
живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с
композиционной завершённостью и
чёткостью рисунка
(«Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все - в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П.
принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного
начала, понимание этюда как
самостоятельные художественные
произведения) имели большое
значение для дальнейшего
развития русской пейзажной живописи.
Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине
«Христос и грешница» (1886-87,
Русский музей, Ленинград), попытке
разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном -
обновить живописную систему академизма. Большую
убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой
передвижничеству по замыслу и
исполнению картине
«Больная» (1886, Третьяковская
галерея). Продолжая в дальнейшем
обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще
всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных
родной природе, с середины 1880-х гг. характерны
нарастание эпического
звучания, черт
монументальности, своеобразного декоративизма,
свободная манера письма
(«Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово).
Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные
приёмы. С 1873 оформлял
спектакли в доме и
позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую
деятельность по организации народного театра. В 1882-95 преподавал в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И.
Левитан, К. А.
Коровин, И. С.
Остроухов, А. Е.
Архипов, А. Я.
Головин и др. В 1905 П.
вместе с В. А. Серовым направил в
Совет АХ
протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, Тульская
область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).
Лит.:
Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма.
Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. - Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова.
Хроника семьи художников, М., 1964.
В. А. Марков.
В. Д. Поленов.
В. Д. Поленов. «Московский дворик». 1878. Третьяковская галерея. Москва.
Поленов - Дмитрий Васильевич [28.5(9.6).1806, Петербург, - 13(25).10.1878, там же], русский историк и
библиограф. Окончив Петербургский университет (1827), служил в МИДе. В 1832-36
секретарь русского посольства в Афинах. С 1851 член, а
затем секретарь Русского археологического общества. Принадлежал к историкам государственной школы. Основные труды посвящены истории издания русских
летописей и истории Уложенных
комиссий 18 в., о деятельности которых П. опубликовал ценные документы.
Соч.: О летописях, изданных от святого Синода, СПБ, 1864; Материалы для истории русского законодательства, в. 1, СПБ. 1865;
Исторические сведения о Екатерининской комиссии для
сочинения проекта Нового
Уложения, ч. 1-3, в кн.: Сб. Русского исторического общества, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869-75.
Лит.:
Хрущев И.,
Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879.
Поленов -
Константин Павлович [25.7(6.8).1835 - 13(26).1.1908,
Екатеринбург, ныне Свердловск], русский
металлург. Родился в
Костромской губернии, в семье губернского
секретаря. В 1856 окончил Московский университет, в 1858 - Николаевскую академию Генштаба в Петербурге.
После ухода в
отставку около 40 лет проработал на уральских металлургических заводах - Висимо-Шайтанском (1862-64) и Нижне-Салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 осуществил производство упрочнённых железных рельсов
(вместо рельсов со
стальной головкой). В 1875-76 разработал и внедрил
способ бессемерования малокремнистых
чугунов с предварительным подогревом их в отражательной печи (т. н. «русское бессемерование»).
Впервые в России внедрил кауперовские воздухо-нагревательные аппараты (1882), а
также резку горячих рельсов «в меру» по фотометру.
Лит.:
Грум-Гржимайло В. Е., Константин Павлович Поленов. [Некролог], «Горный журнал», 1908, т. 3, № 8; его же,
Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе, в его кн.: Сб. трудов, М. - Л., 1949.
Н. К. Ламан.
Полено
Поленов
Поленова