Поппер

Поппер в Энциклопедическом словаре:
Поппер - (Popper) Карл Раймунд (1902-94) - философ, логик и социолог.Родился в Австрии. Примыкал к Венскому кружку. С 1945 в Великобритании.Свою философскую концепцию - критический рационализм, теорию ростанаучного знания - построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принципфальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации междунаукой и ''метафизикой''. Теория ''трех миров'' Поппера утверждаетсуществование физического и ментального миров, а также мира объективногознания. Работы по теории сознания, вероятностной логике и теориивыводимости. Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. Впротивовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм.

Значение слова Поппер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Поппер (David Popper) — известный виолончелист и композитор, род. в 1842 г.; написал много сочинений для виолончели; неоднократно концертировал в Петербурге.

Определение слова «Поппер» по БСЭ:
Поппер - Поппер (Popper)
Давид (18.6.1843, Прага, - 7.8.1913, Баден, близ Вены), чешский виолончелист, композитор и педагог. Стал концертировать по окончании Пражской консерватории (1861, класс виолончели Ю. Гольтермана). В 1868-73 солист оркестра придворной оперы в Вене. В 1886-1913 профессор Академии музыки в Будапеште. Гастролировал в странах Европы, неоднократно в России (впервые в 1865). Выступал также в ансамбле с пианисткой С. Ментер. П. - один из крупнейших виолончелистов своего времени; его игра отличалась красивым, сочным тоном, элегантностью, романтической взволнованностью, виртуозной техникой. Автор 4 концертов и др. произведений для виолончели, часть из которых сохранилась в репертуаре современных виолончелистов
(«Прялка», «Танец эльфов», «Охота»). В педагогической практике широко используются его 40 этюдов (соч. 73).
Л. С. Гинзбург.


Поппер - Поппер (Popper)
Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. Был близок к Венскому кружку. С 1945 живёт в Великобритании, профессор логики и научного метода Лондонского университета (1949-1969), декан факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945-69).
Философская концепция П., которую он назвал «критическим рационализмом», близка к логическому позитивизму, хотя он критически относится к некоторым основным положениям последнего. Основную цель философии П. видит в разработке логических основ научной методологии. Взгляды П. на природу науки противоречивы: критикуя учения, рассматривающие универсальные законы и теорию как правила или совокупность инструкций для выведения одних единичных высказываний из других, заявляя, что наука имеет дело с объективными явлениями и способна к реальным открытиям, он в то же время отрицает, что наука постигает истину. Критикуя принцип верификации (эмпирические подтверждения) Венского кружка, П. в качестве методологического принципа, с помощью которого можно отделить научное знание от умозрительных метафизических спекуляций, выдвигает принцип фальсифицируемости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений к научному знанию определяется возможностью их опровержения опытом.
Согласно П., наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез, которые затем разными способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, способных опровергнуть её на опыте, тем богаче она по содержанию. Неопровержимыми (базисными) высказываниями науки непоследовательно объявляются им те, которые компетентными наблюдателями признаются настолько обоснованными, что в дальнейшей проверке не нуждаются. В области логики П. известен работами по вероятностной логике и теории выводимости. В социологии П. резко выступает против Детерминизма и Историзма, особенно марксистского, отвергая возможность научной теории исторического развития. В противовес этому он требует от социологии планирования конкретных социальных изменений с помощью фрагментарной «социальной инженерии».
П. является апологетом буржуазной демократии, рассматривая её как «открытое», гуманное общество и противопоставляя «тоталитарным», «закрытым» обществам, к которым он с антикоммунистических позиций причисляет социалистическое общество.
Соч.: Logik der Forschung, 3 Aufl., Tьbingen, 1969; The open society and its enemies, 5 ed., v. 1-2, L., 1966; The poverty of historicism, N. Y. - L., 1967; On the sources of knowledge and of ignorance, L. - Oxf., 1960; Conjectures and refutations: the growth of scientific knowledge, 3 ed., L., 1969; Objective knowledge. An evolutionary approach, Oxf., 1972; Philosophy and phisycs, L., 1974.
Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, с. 140-53; Корнфорт М., Открытая философия и открытое общество, пер. с англ., М., 1972; Wellmer A., Methodologie als Erkenntnistheorie, [Fr./M., 1967]; The critical approach to science and philosophy, ed. by M. Bunge, N. Y. - L., 1964; The philosophy of K. Popper, ed. by P. A. Schilpp, La Salle, 1970.
И. С. Добронравов.

Попотчевать    Поппер    Поправа