Софокл

Софокл в Энциклопедическом словаре:
Софокл - (ок. 496-406 до н. э.) - древнегреческий поэт-драматург, один изтрех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизнии характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение имастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого:славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения ''божескихзаконов'', т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни;усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальностьобразов и композиции. Трагедии Софокла (''Эдип-царь'', ''Антигона'', ''Электра''и др.) - классический образец жанра.

Определение слова «Софокл» по БСЭ:
Софокл (Sophokles)
(около 496-406 до н. э.). Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин - Колоне. Избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм; первую победу на состязаниях трагических поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии
«Аякс» (до 442), «Антигона» (около 441), «Царь Эдип» (около 425), «Филоктет» (409), «Трахинянки» и «Электра» (даты обеих неизвестны), «Эдип в Колоне» (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов.
Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода её высшего расцвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «... совместной частной собственности активных граждан государства...»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны - в условиях наиболее свободного для того времени развития личности всё настойчивее становилась тенденция к её высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и С., озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В
«Аяксе» герой осознаёт несовместимость содеянного им с нравственным кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В «Царе Эдипе» непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не даёт основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божественного возмездия. Цельным, неколебимым в своём решении человеком предстаёт Антигона с её героической защитой
«неписаных» законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актёра позволило С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлечённых в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объём и значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению с произведениями Эсхила.
Сюжеты и образы С. использовались как в последующей античной (Акций, Сенека), так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С середины 19 в. трагедии С. ставятся в театрах всего мира.
Соч.: Sophocle, Tragйdies, t. 1-3, P., 1955-60: в рус. пер. - Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1-3, М., 1914-15; Трагедии. Пер. С. Шервинского, М., 1958.
Лит.: Радциг С. И., К вопросу о мировоззрении Софокла, «Вестник древней истории». 1957, № 4; Lesky A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott., 1972, S. 169-274.
В. Н. Ярхо.

София    Софокл    Софокусные Кривые