Сонет

Значение слова Сонет по Ефремовой:
Сонет - Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.

Значение слова Сонет по Ожегову:
Сонет - Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трехстиший

Сонет в Энциклопедическом словаре:
Сонет - (итал. sonetto) - твердая форма: стихотворение из 14 строк,образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на2 или 3 рифмы), чаще всего во ''французской'' последовательности - abba abbaccd eed (или ccd ede) или в ''итальянской'' - abab abab cdc dcd (или cdecde) (см. Рифма); условно к сонету относят ''английскую'' рифмовку - ababcdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популяренв поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма имодернизма. Образец - ''Поэту'' А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15архитектонически связанных сонетов называют ''венком сонетов''.

Значение слова Сонет по словарю Ушакова:
СОНЕТ, сонета, м. (ит. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин. Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из к-рых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).

Определение слова «Сонет» по БСЭ:
Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка)
твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (Катрена) и 2 трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах - 2 или 3. Наиболее обычны 2 типа расположения рифм: 1)
«итальянский» - катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde; 2) «французский» - abba abba и ccd eed или ccd ede. Стих С. - 11-сложник в итальянской и испанской поэзии, 12-сложник - во французской, 5-стопный ямб в английской, 5- и 6-стопный ямб - в немецкой и русской поэзии. От классической схемы возможны разнообразные отклонения: изменение порядка рифм (abab baab, «Поэту» А. С. Пушкина),
введение лишних рифм (abba cddc и т.п.), введение лишних строк (С. с кодой и т.п.), вольный порядок катренов и терцетов, использование нетрадиционных размеров и т.д. Из таких «вольных форм» канонизирован до некоторой степени лишь
«английский С.» шекспировского типа (abab cdcd efef gg). Чёткое внутреннее членение С. позволяет подчеркнуть диалектическое развитие темы: уже ранние теоретики предусматривали «правила» не только для формы, но и для содержания С. (паузы, точки на границах строф; ни одно значащее слово не повторяется; последнее слово - смысловой ключ всего стихотворения и пр.); в новое время развёртывание темы по 4 строфам С. не раз осмыслялось как последовательность
«тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез», «завязка - развитие - кульминация - развязка» и т.п.
Из всех твёрдых стихотворных форм европейской поэзии только С. получил широкое и свободное применение в лирике. С. возник в Италии в 1-й половине 13 в.. классическую форму получил во Флоренции в конце 13 в. (Данте), широчайшую популярность завоёвывает благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре), господствует в лирике итальянского Возрождения и барокко, с 16 в. переходит в Испанию, Португалию, Францию, Англию (Л. де Вега, Л. Камоэнс, П. Ронсар, Дю Белле, У. Шекспир, Дж. Донн и др.), в 17 в. достигает Германии, в 18 в. - России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков). Романтизм возрождает интерес к С., упавший в эпоху классицизма и Просвещения; центром культуры С. являются Германия (А. Шлегель, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти), отчасти слав. страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России - А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев) и Франция (Ш. Бодлер, Ж. Эредиа). С. культивировала поэзия символизма и модернизма - П. Верлен, П. Валери, Г. ДАннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. И. Иванов, В. Я. Брюсов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм, - И. Бехер, но ни для одного из них эта форма не стала основной в его творчестве. В сов. поэзии с формой С. экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов и др.
Лит.: Гроссман Л., Поэтика русского сонета, в его кн.: Борьба за стиль, М., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Мороз О. Н., Етюди про сонет, Київ, 1973 (лит.); Monch W., Das Sonett. Gestalt und Geschichte, Hdlb., 1955 (лит.).
М. Л. Гаспаров.

Сондецкис    Сонет    Сонетка