Шуман
Шуман в Энциклопедическом словаре:
Шуман - (Schumann) Валентин (1520 - ок. 1559) - немецкий поэт. Сборникшванков ''Ночная книжица'' (ч. 1-2, 1559).
(Schuman)
Робер (1886-1963) -
французский государственный деятель,премьер-министр Франции в 1947-48, в 1946-56
неоднократно министр (в1948-53
министр иностранных дел).
Сторонник западно-европейскойинтеграции. Способствовал созданию Европейского объединения угля и стали.
(Schumann) Роберт (1810-56) -
немецкий композитор и музыкальныйкритик.
Выразитель эстетики немецкого романтизма.
Основатель и редактор''Нойе цайтшрифт фюр музик'' (''Новый
музыкальный журнал'', 1834). Создательпрограммных фортепианных циклов (''Бабочки'', 1831;
''Карнавал'', 1835;''Фантастические пьесы'', 1837; ''Крейслериана'', 1838), лирико-драматическихвокальных циклов (в т. ч.
''Любовь поэта'',
''Круг песен'',
''Любовь и жизньженщины'', все 1840); внес
вклад в
развитие романтической фортепианнойсонаты и вариаций (''Симфонические этюды'', 2-я
редакция 1852). Опера''Геновева'' (1848),
оратория ''Рай и
Пери'' (1843), 4 симфонии,
концерт дляфортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения,
музыка кдраматической поэме
''Манфред'' Дж. Байрона (1849).
Определение слова «Шуман» по БСЭ:
Шуман - Шуман (Schumann)
Георг (28.11.1886, Лейпциг, - 11.1.1945, Дрезден), деятель германского рабочего движения. В 1905 вступил в СДПГ, примыкал к левым социал-демократам. За антивоенную пропаганду в годы 1-й мировой войны 1914-18 подвергался судебным преследованиям. С 1919 член компартии Германии (КПГ). В 20-х гг. избирался членом ЦК КПГ. В 1921-24 депутат прусского ландтага, в 1928-33 депутат рейхстага. После установления фашистской диктатуры (1933) брошен в каторжную тюрьму, затем в концлагерь Заксенхаузен. Выйдя из концлагеря (1939), приступил к созданию подпольной организации КПГ в Лейпциге, ставшей центром антифашистской борьбы в Саксонии. С 1943 член подпольного оперативного руководства КПГ. В июле 1944 Ш. вместе с группой других руководителей антифашистского подполья арестован гестапо. Казнён.
Шуман (Schuman)
Робер (29.6.1886,
Люксембург, - 4.9.1963, Си-Шазель, близ г. Мец), французский
политический деятель. Член партии Народно-республиканское движение.
Депутат Национального (1919-40, 1946- 1962) и двух Учредительных
собраний (1945-46).
Министр финансов в 1946-47,
глава правительства в 1947-48,
министр иностранных дел в 1948 - январе 1953, министр юстиции в 1955 - январе 1956. Был близок к финансовой группе де Вандель.
Создание при его активном участии (см. Шумана план) Европейского
объединения угля и стали (1951) практически положило
начало процессу западноевропейской интеграции.
Шуман (Schumann)
Роберт
Александер (8.6.1810,
Цвиккау, - 29.7.1856, Эндених, близ
Бонна, похоронен в
Бонне), немецкий
композитор и музыкальный
писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил
разностороннее художеств.
дарование, в том числе
музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как
пианист. С 1828 изучал
юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и
одновременно совершенствовал
мастерство игры на
фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831-32). Придумал механическое
приспособление для
ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал
«Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift fьr Musik», Лейпциг, был автором и редактором до 1844) -
орган прогрессивного
направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся
вокруг журнала, Ш. назвал
«Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на
пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Ш. некоторое
время преподавал в Лейпцигской
консерватории (классы фортепьяно,
композиции и
чтения партитур).
Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 - в
Дюссельдорфе, где
наряду с композиторской
деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 40-х гг.
постепенно обострилась
психическая болезнь Ш., последние два года жизни он провёл в
лечебнице (Эндених), где и скончался.
Ш. - один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом
родственное поэзии Г.
Гейне, творчество Ш. бросало
вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х - 40-х гг., звало в мир высокой
человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М.
Вебера, Ш. развивал
демократические и
реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его
произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной
классики. При этом Ш. вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя
границы и
средства музыкального языка, он стремился с полнотой и
точностью передать, с одной
стороны, процессы духовной жизни, с
другой - жизнь
«вовне» -
связи и контрасты явлений,
образующие «драматургию» жизни.
Отсюда, в
частности, его
стремление тесно
сблизить музыку с
литературой, поэзией.
Большая
часть фортепьянных произведений Ш. - циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров,
внутренне связанных
между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов -
«Карнавал» (1835), в котором пёстрой
чередой проходят сценки,
танцы, маски, женские образы
(среди них Кьярина - Клара Вик), музыкальные портреты
Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, навеян произведения Жан Поля) и
«Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838,
названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших
достижений Ш. Мир романтических образов, страстная
тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Ш. для фортепьяно, как
«Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-38, 1836),
Фантазия (1836-38),
концерт для фортепьяно с оркестром (1841-45).
Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Ш. имеются
фортепьянные циклы,
построенные по
принципу сюиты или альбома пьес:
«Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.
В вокальном творчестве Ш. развивал тип лирической
песни Шуберта. В
тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали
настроений, поэтические подробности текста, интонации
живой речи.
Значительно возросла у Ш. роль фортепьянного
сопровождения, дающего богатую
обрисовку образа и
нередко досказывающего
содержание песен.
Наиболее популярный из вокальных циклов-
«Любовь поэта» на
стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в том числе «Если б
цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я
утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я
горько плакал», «Вы злые, злые песни».
Другой
сюжетный вокальный цикл - «Любовь и
жизнь женщины» на стихи А.
Шамиссо (1840).
Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840),
«Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Ш. затронул
весьма широкий круг сюжетов.
Яркий образец гражданской лирики Ш. -
баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне).
Многие песни Ш. - простые сценки или бытовые
портретные зарисовки:
музыка их близка к немецкой
народной песне
(«Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и др.).
В оратории «Рай и Пери» (1843, на
сюжет одной из частей «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), так же как в «Сценах из Фауста» (1844-53, по И. В. Гёте), Ш.
близко подошёл к
осуществлению своей давней
мечты о создании оперы. Единственная оконченная
опера Ш.
«Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала
признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Ш. к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона
(увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. «Весенняя», 1841; 2-я, 1845-46; т. н. «Рейнская», 1850; 4-я, 1841-51)
господствуют светлые,
жизнерадостные настроения. Преобладающее
место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Ш. -
автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 - 1847, 1851), фортепьянного
квартета (1842) и получившего широкую
популярность фортепьянного квинтета (1842), а
также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.
Ш. внёс
большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах
своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь
против антихудожественных явлений
современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Ш. бичевал
виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской
благонамеренности и
фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Ш. на страницах
печати, -
пылкий, неистово дерзкий и
ироничный Флорестан и
нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли
черты характера самого композитора.
Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам 19 в. Его
высоко ценили Ф.
Мендельсон, Г.
Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г.
Рубинштейн, П. И.
Чайковский, Г. А.
Ларош, деятели «Могучей кучки».
Соч.: Gesammelte Schriften Ьber Musik und Mlisiker, 5 Aufl., Bd 1―2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebьcher, Bd 1, Lpz., 1971; в рус. пер. - Избр. статьи о музыке, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, т. 1-2-А: М., 1975-78, Письма, т. 1, [М., 1970].
Лит.: Ларош Г., Шуман как
фортепианный композитор, «Современная летопись», 1870, № 28-29;
Каратыгин В., Роберт Шуман, «Театр и искусство», 1910, №22;
Глебов Игорь [Асафьев Б.], в сборнике: Р. Шуман,
Песни..., М., 1933, с. II-VI; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953:
Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, М., 1954;
Друскин М.,
Творческий метод Шумана, в кн.:
История и
современность, Л., 1960; Житомирский Д.,
Шопен и Шуман, в кн.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; его же, Роберт Шуман.
Очерк жизни и творчества, М., 1964; Jansen F. G., Die Davidsb
ьndler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Wцrncr H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk
ьber sein Leben und Schaffen, Bd 1-2, Lpz., 1956.
Д. В. Житомирский.
Роберт Шуман.
Шумаков
Шуман
Шуманай