Шанкара

Шанкара в Энциклопедическом словаре:
Шанкара - (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) - религиозный философсредневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующиеортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учениеадвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на ''Упанишады'',''Веданта-сутру'', ''Бхагавадгиту''.

Значение слова Шанкара по словарю Брокгауза и Ефрона:
Шанкара (санскрит. Çankara — спасительный, благодетельный) — 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.); 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.); 3) индийский юрист конца XVI в.; 4) философ середины XVI в., особенно известный как автор юридического трактата Дхармадвайтанирная (устранение двусмысленности закона), содержащего разъяснение ряда юридических проблем. Часть этого трактата, трактующая об усыновлении, издана, с переводом, Мандликом. С. Б-ч.

Определение слова «Шанкара» по БСЭ:
Шанкара (предположительно 788-820)
индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы - адвайта-веданты (недуалистической веданты). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды - комментарии к
«Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам, «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность - Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат - чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности
«я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них - «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед, над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.
Соч.: Vedanta explained. Sankaras commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1-3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. - Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Gцttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara
’s Advaita, Dharwar, 1966.
В. Н. Топоров.

Шанкар    Шанкара    Шанкерный