Тяжёлое машиностроение
Определение «Тяжёлое машиностроение» по БСЭ:
Тяжёлое машиностроение - совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей. В состав Т. м. входят металлургическое, горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т. м. - основа тяжёлой промышленности и строительства. Значительная часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства.
В дореволюционной России Т. м. было развито слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский), Брянский и некоторые др. В СССР Т. м. начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929-1940) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции Т. м. были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.
Т. м. обеспечивает не только нужды народного хозяйства СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значительную часть своей продукции.
Металлургическое машиностроение в СССР стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической промышленности. В 1929-32 был построен Иркутский завод Т. м., в 1933-34 введены в действие 2 крупнейших завода - Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск) и Новокраматорский машиностроительный завод (г. Краматорск). Одновременно со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия, создавались технические службы, обучались кадры. К началу Великой Отечественной войны 1941-45 СССР располагал значительными мощностями по производству металлургического оборудования.
Во время войны построены Южно-Уральский машиностроительный завод, Электростальский и Алма-Атинский заводы Т. м. Кроме названных заводов, ныне производством металлургического оборудования занимаются также Ждановский и Бузулукский заводы Т. м. и ряд др. Изготовляется современное оборудование для доменных печей полезным объёмом 3200 и 5000 мі, производительностью 4 млн.т в год: кислородные конвертеры ёмкостью 300-350 т; обжиговые машины для производства железорудных окатышей площадью спекания 520 мІ производительностью 3,6 млн.т в год; машины непрерывного литья стали криволинейного типа для производства литых слябов производительностью 1 млн.т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью 1 млн.т в год, для вакуумирования стали, высокомеханизированные и автоматизированные прокатные станы - блюминг
«1300» и широкополосные производительностью по 6 млн.т проката в год, для холодной прокатки листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы; профилегибочные агрегаты и др. Данные о производстве металлургического оборудования приведены в табл. 1.
Табл. 1. - Производство металлургического оборудования в СССР, тыс.т
Металлургическое оборудование (доменное и | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1975 |
сталеплавильное, прокатное, коксовое, --| |
агломерационное, машины непрерывного литья | 29,7 | 131,2 | 222,0 | 280,6 | 312,9 |
стали) --| |
в т. ч. прокатное | 10,2 | 66,1 | 120,6 | 140,1 | 132,1 |
Горнорудное машиностроение. До
Октябрьской революции 1917 специализированных машиностроительных предприятий по производству горной техники в России не было.
Оборудование ввозилось
из-за границы. В
первые годы Советской
власти импорт горного оборудования продолжался. Лишь в 1930 на базе механических мастерских был организован Кыштымский
механический завод, а в 1937 - криворожский завод
«Коммунист», которые занимались изготовлением и ремонтом горных машин. Позднее производство горнорудного оборудования было налажено на ленинградском заводе «Пневматика», Конотопском и ряде др. машиностроительных заводов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистскими войсками был нанесён большой
ущерб производству горнорудного оборудования.
Часть заводов была перебазирована в восточные районы страны, где была создана
новая база горнорудного машиностроения. В 1975 насчитывалось
свыше 2 десятков заводов, производящих горнорудное оборудование,
наиболее крупными из которых являются Ясногорский,
Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроительные заводы. Изготовляются
роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью до 1250 мі в час и на привлечённых предприятиях до 5000 мі в час, комбайны очистные и
проходческие, вентиляторы шахтные главного
проветривания, оборудование для механизации поверхности шахт, обогатительное оборудование, буровые станки, щиты проходческие, лебёдки шахтные и
горнорудные, долота и др.
Угольное машиностроение.
Возникновение угольного машиностроения в СССР относится к 1924,
когда в составе
треста «Донуголь» было создано
управление подсобных предприятий,
затем был построен ряд заводов. В 1924-25 начался
выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебёдок, конвейеров, позднее - врубовых машин, шахтных подъёмных машин и лебёдок, аккумуляторов и электровозов. В 1941-45 на востоке страны была создана своя база угольного машиностроения.
Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.
Предприятия угольного машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации основных процессов
подземной добычи угля, в том числе очистные комбайны и струговые
установки, комплексы и механизированные
крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи,
проходки шахтных стволов,
погрузки и
транспортировки породы и угля в забоях и шахтах,
обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного
освещения и др.
Производство угольного и горнорудного оборудования
показано в табл. 2.
Табл. 2. - Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР
Комплексы и механизированные крепи | Единица | 1940 | 1960 | 1970 | 1975 |
Комбайны очистные | измерения |
Комбайны проходческие --| |
Машины шахтные подъёмные | Комплекты | - | 97,0 | 289 | 504 |
| тыс. пог. м | 18 | 8,0 | 37,9 | 68,25 |
| шт. | - | 885 | 1172 | 1263 |
» | 100 | 171 | 327 | 510 |
» | | 264 | 183 | 263 |
Подъёмно-транспортное машиностроение. В дореволюционную Россию подъёмно-транспортное оборудование поставлялось в основном иностранными фирмами.
После Октябрьской революции его производство было организовано на ряде заводов различных отраслей промышленности; к 1940 оно достигло относительно высокого уровня, но
по-прежнему было
рассредоточено по многим отраслям промышленности. В дальнейшем удельный вес производства подъёмно-транспортного оборудования на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы:
Узловский машиностроительный завод,
красноярский завод
«Сибтяжмаш», Ленинградский завод подъёмно-транспортного оборудования, Харьковский завод подъёмно-транспортного оборудования.
На предприятиях отрасли
сосредоточено производство кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т.д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены
средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3).
Табл. 3. - Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт.
| 1970 | 1975 |
Краны мостовые электрические | 5737 | 6494 |
Краны козловые | 1472 | 2312 |
Краны портальные | 106 | 102 |
Краны металлургические | 34 | 54 |
Конвейеры ленточные стационарные | 10630 | 13043 |
Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим | 50 | 91,3 |
адресованием грузов, км | 820 | 2023 |
Конвейеры грузонесущие |
Дизелестроение производит дизели общепромышленного
применения - судовые,
тепловозные, для стационарной и
передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др.
Дизелестроение в России начало развиваться с конца 19 в. Были созданы отечественные
оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения. К 1914
общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс.л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская
лаборатория, позднее преобразованная в Центральный научно-исследовательский
дизельный институт (ЦНИДИ). Были проведены
работы по
упорядочению типажа дизелей и
созданию их новых типов, в том числе первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в том числе
лёгкие быстроходные мощностью до 1000 л. c., судовые - до 4000 л. c. (1 л. с. = 0,736 квт).
Во время Великой Отечественной войны было
развёрнуто строительство танковых дизелей на Барнаульском заводе «Трансмаш», Уральском турбомоторном и др. заводах. В 50-60-х гг. было налажено производство ряда новых мощных дизелей для судов, тепловозов,
буровой техники, передвижной энергетики и др. Проведена
работа по
повышению надёжности и сроков службы дизелей, повышению их
экономичности, созданию
полностью автоматизированных дизелей и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и газомотокомпрессоров
более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные
дизелестроительные заводы: Брянский машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйоышева, Барнаульский
«Трансмаш» им. В. И. Ленина, Ленинградский «Звезда» им. К. Е. Ворошилова,
Горьковский «Двигатель революции», Токмакский им. С. М. Кирова. Данные о выпуске дизелей приведены в табл. 4.
Табл. 4. - Производство дизелей в СССР (без автотракторных)
| 1940 | 1960 | 1970 | 1975 |
Дизели общего назначения: | 12140 | 54322 | 59627 | 65235 |
шт. | 469,9 | 8830,7 | 16158 | 18230,6 |
тыс. л. с. |
Т. м. достигло высокого уровня
развития и в др. социалистических странах.
Машиностроение Чехословакии производит современные прокатные станы, тепловозы, дизели, роторные и универсальные экскаваторы и др.; ГДР - сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы; Польши - судовые дизели, краны; Венгрии -
волочильные станы, дизели и др.; Румынии - прокатное оборудование, дизели;
Болгарии - подъёмно-транспортное и др. оборудование.
Среди капиталистических стран, которые производят
большое количество продукции т. м., - США, ФРГ,
Япония, Великобритания, Франция, Италия.
О производстве тепловозов и железнодорожных вагонов см. в ст. Транспортное машиностроение.
Лит. см.
при ст. Машиностроение.
И. С.
Ревес, Е. С.
Матвеев (раздел о дизелестроении).
Тяжёлая промышленность
Тяжёлое машиностроение
Тяжёлые сплавы