Упанишады

Упанишады в Энциклопедическом словаре:
Упанишады - (санскритское - сокровенное знание) - заключительная часть вед,их окончание (''веда-анта''); основа всех ортодоксальных (принимающихавторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Изсв. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н.э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчиненопрактическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады -учение о тождестве брахмана и атмана.

Определение слова «Упанишады» по БСЭ:
Упанишады - индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин «У.» [санскр., буквально - сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как «сокровенное знание»,
доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7-3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода
«игра понятиями», получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.
Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. - Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М., 1967.
Лит.: Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1-2, Camb. (Mass.), 1925.
П. А. Гринцер.

Упамана    Упанишады    Упаривание