Венеты И Прасины

Венеты И Прасины в Энциклопедическом словаре:
Венеты И Прасины - своеобразные политические ''партии'' в византийскихгородах 5-7 вв. (главным образом в Константинополе). Появление ''партий''связано с правом горожан возгласами высказывать в цирке свое отношение кправительственным постановлениям. Группировались вокруг спортивныхцирковых организаций (факций), ведавших устройством цирковых и спортивныхзрелищ. Названы по цвету одежды правивших колесницами возниц (венеты -''голубые'', прасины - ''зеленые''). Возглавляли и тех и других представителикупеческой и землевладельческой аристократии, рядовые венеты и прасиныбыли из городских низов. Венеты и прасины, как правило боровшиеся междусобой, иногда объединялись и совместно выступали против правительства(восстание 532 ''Ника'' и др.). К 8 в. утратили политическое значение.

Определение «Венеты И Прасины» по БСЭ:
Венеты и прасины - главные цирковые партии (димы) в городах Византии, где (как ранее в античном Риме) организовывались состязания (преимущественно конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии
«болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты - «голубые», а прасины - «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными организациями. После закона императора Константина (правившего в 306-337) об
«аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к конце 4 в. в своеобразные политические партии с некоторой социальной окраской. Всего димов было 4, но политическое значение приобрели лишь враждующие между собой В. и п. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократическое управление, православие, а прасины - с торгово-ремесленной верхушкой во главе - выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам. С начала 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определенное число вооружённых людей; таким образом, В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда правительство лишало какую-либо партию этих прав). В конце 5 и в 6 вв. борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, так называемые стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против правительства (восстание в 532 «Ника»).
К 8 в. В. и п. утратили политическое значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжественных празднествах.
Источн.: Э Прокопий, Тайная история, «Вестник древней истории», 1938, № 4.
Лит.: Дьяконов А., Византийские димы и факции, в кн.: Византийский сборник, М. - Л., 1945: Сюзюмов М., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века, «Уч. зап. Уральского государственного университета», 1952, № 11; Курбатов Г., Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.), Л., 1962; Maricq A., Factions du cirque et partis populaires, «Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques de I Academie royale de Belgique», 1950, 5 ser., t. 36, № 7, p. 396-421.
М. Я. Сюзюмов.

Венеты    Венеты И Прасины    Венец