Зенон

Зенон в Энциклопедическом словаре:
Зенон - из Элеи (ок. 490-430 до н. э.) - древнегреческий философ,представитель элейской школы; Аристотель считал его основателем диалектикикак искусства постижения истины посредством спора или истолкованияпротивоположных мнений. Известен знаменитыми парадоксами (апориями) -''Ахиллес'', ''Стрела'' и др., обосновывающими невозможность движения,множественности вещей и т. п.


из Китиона (на о. Кипр) (между 336 и 332 - между 264 и 262 до н. э.)- древнегреческий философ. Ок. 300 в Афинах основал школу стоиков; см.Стоицизм.

Определение слова «Зенон» по БСЭ:
Зенон - Зенон (Zenon)
Бернард (1894-25.6. 1942, Кассель, Германия), деятель люксембургского рабочего движения. По профессии рабочий-металлист. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 примкнул к социалистическому движению и в 1919 возглавил левое крыло в социал-демократической партии Люксембурга, выступившее за присоединение к Коминтерну. Один из инициаторов создания (январь 1921) и руководителей Коммунистической партии Люксембурга (КПЛ), в которой вначале был политическим секретарём ЦК, а с мая 1921 - председателем. После оккупации Люксембурга немецко-фашистскими войсками (10 мая 1940) в подполье руководил деятельностью КПЛ. В сентября 1940 З. был арестован гестапо. Умер в тюрьме.


Зенон - Зенон (Zenon)
из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы Стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения З. дошли до нас только в отрывках.
Учение З., складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З. строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З. провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным Логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий.
Учение о влечении предшествует у З. учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую З., в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом З. отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. видит лишь недостаток знаний). В учении З. о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.
В учении об обществе З. развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З. распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З. с нравственным. В педагогических идеях З. намечены предпосылки учения о характере. Вера З. в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.
Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (см. указатель имён): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gцtt., 1959.
В. Ф. Асмус.
Зенон из Китиона.

Зенодор    Зенон    Зента