Зенон
Зенон в Энциклопедическом словаре:
Зенон - из Элеи (ок. 490-430 до н. э.) - древнегреческий философ,представитель элейской школы; Аристотель считал его основателем диалектикикак искусства постижения истины посредством спора или истолкованияпротивоположных мнений. Известен знаменитыми парадоксами (апориями) -''Ахиллес'', ''Стрела'' и др., обосновывающими невозможность движения,множественности вещей и т. п.
из Китиона (на о. Кипр) (между 336 и 332 -
между 264 и 262 до н. э.)- древнегреческий
философ. Ок. 300 в Афинах основал школу стоиков; см.Стоицизм.
Определение слова «Зенон» по БСЭ:
Зенон - Зенон (Zenon)
Бернард (1894-25.6. 1942, Кассель, Германия), деятель люксембургского рабочего движения. По профессии рабочий-металлист. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 примкнул к социалистическому движению и в 1919 возглавил левое крыло в социал-демократической партии Люксембурга, выступившее за присоединение к Коминтерну. Один из инициаторов создания (январь 1921) и руководителей Коммунистической партии Люксембурга (КПЛ), в которой вначале был политическим секретарём ЦК, а с мая 1921 - председателем. После оккупации Люксембурга немецко-фашистскими войсками (10 мая 1940) в подполье руководил деятельностью КПЛ. В сентября 1940 З. был арестован гестапо. Умер в тюрьме.
Зенон - Зенон (Zenon)
из Китиона (на острове Кипр)
(около 336-264 до н. э.), древнегреческий
философ, основатель школы Стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а
также у философов
Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах.
Сочинения З. дошли до нас
только в отрывках.
Учение З., складывавшееся в условиях
формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется
преимущественно вниманием к
обоснованию внутренней независимости личности. З. строит этику на основе физики, т. е. учения о природе.
Вслед за Гераклитом основой сущего З. провозглашает
огонь, который он отождествляет с божественным Логосом. Над миром господствует
необходимость, или
фатум, однако сам мир -
живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом
поведении первичным является
влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий.
Учение о влечении предшествует у З. учению о
добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная
жизнь, которую З., в
согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с
природой. Добродетель есть
устойчивое, самотождественное
состояние познающего разума -
вслед за Сократом З. отождествлял
добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. видит лишь
недостаток знаний). В учении З. о доблестных и дурных поступках выступает
важное для стоиков
понятие о долге - неписаном законе, с которым
отдельное лицо сообразует свои
действия и в котором сказывается общая
зависимость всего от объективных закономерностей природы.
Напротив, страсть -
чрезмерное влечение, свершающееся
наперекор природе и разуму.
Мудрец добровольно стремится
исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу
разумности, бесстрастен.
В учении об обществе З. развивал космополитическое
воззрение, отразившее
процесс становления мирового государства. З. распространяет на государство
закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир;
благо всех выше
блага отдельного лица.
Политический закон совпадает для З. с нравственным. В педагогических идеях З. намечены
предпосылки учения о
характере. Вера З. в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. с сократовской традицией и оказала
значительное влияние на
развитие психологии и этики.
Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.
Лит.:
История философии, т. 1, М., 1940 (см.
указатель имён): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gцtt., 1959.
В. Ф. Асмус.
Зенон из Китиона.
Зенодор
Зенон
Зента