Брюллов
Брюллов в Энциклопедическом словаре:
Брюллов - Александр Павлович (1798-1877) - российский архитектор,представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшегоштаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге,Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистикуготической архитектуры.
Карл
Павлович (1799-1852) -
российский живописец и рисовальщик.Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии.
Творчество Брюлловавнесло в
живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности.Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластическойкрасоты человека (''Вирсавия'', 1832), драматической напряженностью образов(''Последний
день Помпеи'', 1830-33), реалистическими тенденциями, тонкимпсихологизмом (портрет М. Ланчи, 1851,
автопортрет, 1848). Блестящиймастер парадного портрета (''Всадница'', 1832). Карл
Павлович БРЮМЕР(франц. brumaire - от brume - туман), 2-й
месяц (22/23 октября-20/21ноября) французского республиканского календаря (1793-1805).
Определение слова «Брюллов» по БСЭ:
Брюллов - Александр Павлович [29.11(10.12).1798, Петербург, - 9(21).1.1877, там же], русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Учился у отца - мастера декоративной резьбы, затем в петербургской АХ (1810-21) у А. А. Михайлова 2-го. Изучал архитектуру в Италии (1822-26) и Франции (до 1830). Преподавал в АХ (1831-71, с 1831 - академик и профессор). Построил в Петербурге Михайловский театр (1831-33) и здание штаба гвардейского корпуса (1837-43), Пулковскую обсерваторию близ Петербурга (1834-39), используя традиционные формы русского классицизма. В ряде работ Б. отходит от классицизма в сторону готической и других стилизаций (церковь в Парголове, 1831; лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге, 1833-38). Создал ряд изысканных, но суховатых по исполнению акварелей - портреты Е. П. Бакуниной (1830-32, Третьяковская галерея), А. А. Перовского (1834, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин).
Лит.: Оль Г. А., Архитектор Брюллов, Л. - М., 1955.
А. П. Брюллов. Здание бывшего штаба гвардейского корпуса в Ленинграде. 1837-43.
Брюллов - Карл Павлович [12(23).12.1799, Петербург, - 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский
живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809-21) у А. И.
Иванова и А. Е.
Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове
Мадейра, с 1850 -
вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Б. стремился к реалистическому
обновлению русской
живописи, причём эти
устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Б.
отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической
красоты человека, страстных порывов и драматических
столкновений. Уже ранние картины Б.
(«Итальянский полдень», 1827,
Русский музей, Ленинград; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника
отойти от
условности академического искусства,
добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей
правдивости и богатства в эффектах дневного
освещения, изученных на натуре. Основным произведением Б. - картина
«Последний день Помпеи» (1830-33, Русский музей) - изображает
гибель города при
извержении Везувия.
Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Б. подчёркивает
трагичность их
неминуемой гибели,
бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась
атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого
подавления освободительных
движений. В картине ещё
много традиционных черт академического классицизма
(идеальность типов,
условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует
важный этап в
развитии русской исторической живописи
благодаря стремлению Б. к психологической правде и исторической
достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке
представить многообразные переживания массы людей в
момент грозного
бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических
композиций (в том числе
попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839-43, Третьяковская галерея),
как
правило, не получали завершенного
воплощения. Блестящее композиционное и декоративное
мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих
обычно человека в рост в пейзаже или
богато убранном
интерьере), полных радости жизни, романтической
приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» -
портрет Джованнины
Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, - в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини,
около 1839, Русский музей).
Более
интимные, строгие и
сдержанные портреты представителей
интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840,
автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, - в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением
раскрыть сложность характера человека,
напряжённость, а
подчас и общественную
значимость его
интеллектуальной жизни. Б. был замечательным мастером
акварели и рисунка, где добивался
нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха,
живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и
наброски, выполненные во
время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Б. не
свободен от внешней
красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.
Лит.: Ракова М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963.
В. М. Датунов.
К. П. Брюллов. «Автопортрет». 1848. Третьяковская галерея.
Москва.
Брюковка
Брюллов
Брюнет