Буало

Буало в Энциклопедическом словаре:
Буало - (Boileau) Никола (1636-1711) - французский поэт, теоретикклассицизма (поэтический трактат ''Поэтическое искусство'', 1674). ПоэтикаБуало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 вв. многихевропейских стран, в т. ч. России.

Определение слова «Буало» по БСЭ:
Буало - Буало-Депрео (Boi-leau-Desprйaux) Никола (1.11.1636, Париж, - 13.3.1711, там же), французский поэт, критик, теоретик Классицизма. Выходец из буржуазно-чиновничьей среды. Изучал в Сорбонне богословие, затем право. В 1660-66 написал 9 сатир на житейские, моральные и литературные темы. В них зло высмеиваются Прециозная литература и Бурлеска. Критике прециозной литературы посвящен диалог
«Герои романов» (1665, издан 1701). «Рассуждение об оде» (1693) и «Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина « (1694) связаны с так называемым «спором древних и новых». Б. отстаивал превосходство древних над современными авторами. Основные эстетические принципы французского классицизма сформулированы Б. в поэме
«Поэтическое искусство» (1674). Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип «подражания природе», Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Согласно Б., такой характер
«подражания природе» был присущ античному искусству, которое рассматривается им как абсолютная эстетическая норма (Аристотель, особенно Гораций). Б. устанавливает незыблемые правила «хорошего вкуса», народную поэзию третирует как искусство «вульгарное», «варварское», «площадное».
Б. выдвинул требование соблюдения в драме закона трёх единств - места, времени, действия. Большое внимание Б. уделяет вопросам художественной формы как проявления разума писателя. Нормативный характер эстетики Б. сказался в теории жанров. Никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и шутовского эстетика Б. не допускает.
Поэтика Б. оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 вв. многих европейских стран. В России эстетике Б. следовали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, который в 1752 перевёл «Поэтическое искусство»
на русский язык.
Соч.: CEuvres complйtes, t. 1-4, P., 1870-73; в рус. пер. - Поэтическое искусство, предисл. Н. А. Сигал, М., 1957.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 523-38: Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967, с. 255-62; Bray R., Boileau, lhomme et loeuvre, P., [1942]; Brody J., Boileau and Longuinus, Gen., 1958; Magne Е., Bibliographie g
йnйrale des ceuvres de N. Boileau, P., 1929.
В. Я. Бахмутский.
Н. Буало.

Буаке    Буало    Буальдье