Фаворский

Фаворский в Энциклопедическом словаре:
Фаворский - Алексей Евграфович (1860-1945) - российский химик-органик,создатель научной школы, академик АН СССР (1929), Герой СоциалистическогоТруда (1945). Основополагающие исследования по химии производныхацетилена, циклических углеводородов. Труды Фаворского послужилитеоретической основой для создания ряда важнейших производств, в т. ч.синтетического каучука. Государственная премия СССР (1941).


Владимир Андреевич (1886-1964) - российский график и живописец,народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962).Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральныйхудожник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина ияркость образов, высокое мастерство использования выразительныхвозможностей ксилографии (''Достоевский'', 1929; иллюстрации к ''Слову ополку Игореве'', изд. 1954, а также к ''Борису Годунову'', 1955, и ''Маленькимтрагедиям'', изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).
Олег Николаевич (р. 1929) - российский ученый, академик РАН(1991; академик АН СССР с 1990). Труды по теплотехнике энергетическихустановок. Ленинская премия (1987).

Значение слова Фаворский по словарю медицинских терминов:
Фаворский - см. Кахаля-Фаворского...

Значение слова Фаворский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фаворский (Алексей Евграфович) — химик; род. в 1860 г. Среднее образование получил в Нижегородской и Вологодской гимназиях. В 1878 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Имп. СПб. унив., где и окончил курс со степенью кандидата в 1882 г. Будучи студентом 4-го курса и по окончании курса работал в химической лаборатории унив. в отделении А. М. Бутлерова. В 1883 г. поступил лаборантом в 1-е спб. реальное училище, продолжая работать в университетской лаборатории. В 1886 г. занял место лаборанта при технической лаборатории унив. В 1891 г. защитил диссертацию на степень магистра химии, и в том же году физико-математическим факультетом поручено ему чтение аналитической химии в качестве прив.-доцента. В 1895 г. защитил диссертацию на степень доктора химии и в 1896 г. занял в СПб. унив. кафедру технологии и технической химии. За время своей ученой деятельности напечатал ряд работ по исследованию изомерных превращений в рядах непредельных углеводородов, за которые Русским физико-хим. обществом удостоен премии имени H. H. Соколова. Под руководством Ф. в его лаборатории сделано его учениками 29 научных работ. Ученые труды Ф. напечатаны в "Журнале Русского физико-химического общества" (с 1901 г. Ф. состоит редактором этого журнала): "Изомеризация однозамещенных ацетиленов при нагревании со спиртовой щелочью" (XIX, 414; на нем. языке в "Journal f ür practische Chemie", 37, 382); "Изомеризация двузамещенных ацетиленов и диметилаллена под влиянием металлического натрия и синтез ацетиленкарбоновых кислот" (XIX, 553; на нем. языке, там же, 37, 417); "Действие металлического натрия на этилпропилацетилен" (XX, 445); "Действие спиртовой щелочи на аллилен" (XX, 518; то же на нем. яз., там же, 37, 531); "О диметилацетилене и его тетрабромюре" (XXII, 43; на нем. языке, там же, 42, 143); вместе с К. И. Дебу: "О геометрической изомерии бромопроизводных псевдобутилена" (XXII, 436; пер. на нем. яз., там же, 42,149); "Действие спиртовой щелочи на аллен и диэтиленовые углеводороды" (XXIII, 290; на нем. языке, там же, 44, 229); вместе с К. А. Красуским: "Действие спиртовой щелочи на дипропаргил" (XXIII, 303; на нем. языке, там же, 44, 229); "Исследование изомерных превращений в рядах карбонильных соединений, охлоренных спиртов и галоидозамещенных окисей" (XXVI, 559, XXII, 8; на нем. яз., там же, 51, 533) и др.

Определение слова «Фаворский» по БСЭ:
Фаворский - Алексей Евграфович [20.2(3.3).1860, Павлово, ныне Горьковской области, - 8.8.1945, Ленинград], советский химик-органик, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1922), Герой Социалистического Труда (1945). В 1882 окончил Петербургский университет, где работал у Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. С 1896 профессор Петербургского (Ленинградского) университета, работал также в Ленинградском химико-технологическом институте и в АН СССР, где был первым директором (1934-38) созданного по его инициативе института органической химии. Основные труды в области химии ненасыщенных органических соединений. Первые работы Ф. положили начало теоретическим исследованиям в области изомерных превращений органических соединений, привели к синтезу новых углеводородов с тройной связью, а также к открытию способа получения виниловых эфиров. Изомерные превращения органических соединений Ф. рассматривал в свете представлений о взаимном влиянии атомов и радикалов, входящих в состав молекулы, конкретизируя и развивая соответствующие идеи Бутлерова и В. В. Марковникова. В 1900-05, изучая конденсацию ацетиленовых углеводородов с кетонами под влиянием едкого кали, Ф. открыл новый метод синтеза третичных ацетиленовых спиртов (см. Фаворского реакция).
Ф. создал одну из школ сов. химиков-органиков. Работы Ф. и его учеников в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Государственная премия СССР (1941). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Сб. избр. трудов, М. - Л., 1940.
Лит.: Фаворская Т. А., Алексей Евграфович Фаворский, Л., 1968.
А. Е. Фаворский.


Фаворский - Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, - 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-1913). Член общества
«Четыре искусства» (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга - это единство функционального
(«инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций,
«определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 - середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [
«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации
«Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в
«Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление
«Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям»
(изд. в 1961) Пушкина; все - Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945-47),
экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942-44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938-61, и др.).
В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений
(«Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30), Полиграфического института (1930-34), института изобразительных искусств (1934-1938), института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Среди учеников - А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.
Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.
Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.
Е. С. Левитин.
В. А. Фаворский.

Фаворитный    Фаворский    Фавр