Гиберти

Гиберти в Энциклопедическом словаре:
Гиберти - (Ghiberti) Лоренцо (ок. 1381-1455) - итальянский скульптор иювелир. Представитель флорентийской школы раннего Возрождения. В бронзовыхрельефах северных (1404-24) и восточных (1425-52) дверей баптистерия воФлоренции обратился к опыту античного искусства, достижениям в областилинейной перспективы.

Значение слова Гиберти по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гиберти (Лоренцо Ghiberti, 1378—1455) — знаменитый флорентийский скульптор, литейщик и золотых дел мастер; получил первоначальное образование у Бартолуччо (Bartoluccio) и Герарда Скарнины. Бежал от чумы в 1400 г. из Флоренции, но вскоре возвратился, чтобы принять участие в конкурсе по исполнению недостававших двух рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Хотя конкурсные модели Брунеллески, Донателло и Г. одинаково были признаны лучшими, но, за отказом первых двух от предстоящей работы, заказ был передан Г. и окончен им в 1424 г. В следующем году Г. было поручено украсить рельефами главные двери того же храма. Эти двери, изображающие в отдельных кассетах, окруженных великолепным орнаментом, историю сотворения человека, были вполне окончены в 1452 г. Восторг современников перед этим маленьким произведением пластики нашел свое выражение в суждении Микеланджело, говорившего, что двери Г. достойны быть дверями рая. Г. украсил другие бронзовые двери пластичными изображениями Христа и его учеников, в более свободном стиле. Одновременно с означенными заказами, в исполнении которых художнику помогали его сыновья, Томазо и Витторио, а также Микелоццо ди-Бартоломмео, Г. изваял для ц. Ор-Сан-Микеле статуи Иоанна Крестителя, ап. Матфея и св. Стефана, для баптистерия Сиенского собора — два барельефа и для флорентийского — бронзовую раку для мощей св. Зиновия. Им произведены многие другие художественные работы или даны для них рисунки (напр. окна купола во флорентийском соборе). Как архитектор, Г. вначале участвовал, вместе с Брунеллески, в постройке купола флорентийского собора; кроме того, он написал трактат о скульптуре. Г. стоит на рубеже между древним и новейшим ваянием, соединяя, особенно в своих позднейших произведениях, возвышенность мысли с красотой античных форм. Его рельефы, отличающиеся чистотой контуров, богатством и прелестью орнаментов, представляют ту степень дозволительного вторжения в область живописи, которую ему удалось сохранить благодаря гениальности его художественной концепции. А. Нв.

Определение слова «Гиберти» по БСЭ:
Гиберти (Ghiberti)
Лоренцо (около 1381, Флоренция, - 1.12.1455, там же), итальянский скульптор и ювелир Раннего Возрождения. Работал во Флоренции, а также в Сиене (1416-17), Венеции (1424-25) и Риме (до 1416 и около 1430). Его ранние работы [рельефы (главным образом евангельские сцены) северных, или вторых, дверей баптистерия (1404-24) во Флоренции; статуя св. Иоанна Крестителя (1412-1415), Матфея (1419-22) и Стефана (1425-29) в церкви Орсанмикеле во Флоренции - все бронза] ещё сохраняют средневековую орнаментальность и ювелирную тонкость трактовки форм; связь со средневековым искусством обнаруживается и в композициях рельефов, пространственная стеснённость которых диктуется четырёхлепестковыми обрамлениями (квадрифолиями).
В зрелый период Г. испытал влияние Донателло и Ф. Брунеллески. В 1425-52, в период работы Г. над восточными, или третьими, дверями флорентинского баптистерия, в его творчестве происходит поворот к принципам искусства Возрождения. В этом главном произведении Г. выделяются десять рельефов с изображением библейских сцен на фоне архитектуры и пейзажа, отмеченных поэтичностью и жизненностью образов, пластическим богатством в изображении окружающей среды и человеческих фигур. Использование опыта античного искусства и открытий современников в области линейной перспективы, виртуозное владение материалом в создании тончайших градаций рельефа от очень высокого к очень низкому придают композициям Г. пространственную глубину, ритмическое многообразие и музыкальную плавность линий. Г. принадлежат также рельефы на купели баптистерия в Сиене (бронза, 1417-27). Ювелирные работы Г. не сохранились.
Соч.: Commentarii, 1447-1455 (рукопись); Lorenzo Ghibertis Denkwurdigkeiten (I Commentarii)..., hrsg. von J. von Schlosser, Bd 1-2, В., 1912 (неполный рус. пер. - Commentarii. Записки об итальянском искусстве, прим. и вступит, ст. А. Губера, М., 1938).
Лит.: Krautheimer R. and Krautheimer-Hess Т., Lorenzo Ghiberti, Princeton (New Jersey), 1956.
Л. Гиберти. Восточные (т. н. Райские) двери баптистерия во Флоренции. Бронза. 1425-52.

Гибернация Искусственная    Гиберти    Гибил