Гениальность

Значение слова Гениальность по Ефремовой:
Гениальность - 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: гениальный (1,2).
2. То же, что: гений (1*).

Гениальность в Энциклопедическом словаре:
Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека.Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытиемранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природугениальности определялись общим пониманием творческого процесса. Отантичности идет взгляд на гениальность как на род иррациональноговдохновения, ''озарения'' свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохиВозрождения получил распространение культ гения как творческойиндивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв.развиваются психологические, а также социологические исследованияразличных аспектов гениальности и творчества.

Значение слова Гениальность по Психологическому словарю:
Гениальность - Гениальность (от лат. genius - дух) - высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности - гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.

Значение слова Гениальность по словарю Ушакова:
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
гениальности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к гениальный. Гениальность "Мертвых душ" Гоголя. || Высшая одаренность; то же, что гений в 1 знач. Гениальность Пушкина.

Определение слова «Гениальность» по БСЭ:
Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определённом историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (её психического склада, способностей и т.д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологической точки зрения гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить какие-либо общие психологические или психопатологические черты Г. оказались неудовлетворительными: гениальные люди обнаруживают значительные индивидуальные различия с точки зрения одарённости, характера, культуры, интересов, навыков и т.д. Сам творческий процесс гения также принципиально не отличается с психологической точки зрения от творческого процесса других одарённых людей. В ряде концепций Г., особенно начиная с Ч. Ломброзо, постулировалась связь между Г. и психические расстройством, что, однако, не находит всеобщего подтверждения: дисгармония душевной жизни или предрасположенность к ней, свойственная многим гениальным людям, не является неизменным спутником Г.
Исторические воззрения на природу Г. и её оценка связаны с общим пониманием творческого процесса (см. Творчество). Так, от античности идёт взгляд на Г. как род иррационального вдохновения, «божественного наития» (Платон, Неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантическое течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Т. Карлейля, Ф. Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы).
В 18 в. складывается понятие гения в современном смысле этого слова, которое у А. Шефтсбери становится одним из основных эстетических понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). И. Кант также подчёркивает оригинальность и естественность творчества гения: гений - это
«...прирожденные задатки души... через которые природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Ф. Шиллер раскрывает природу Г. через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусственной природе и как способности к непредвзятому постижению мира.
В 19-20 вв. получают развитие психологические (в т. ч. психиатрические), социально-психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г. и творчества.
Лит.: Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Жоли Г., Психология великих людей, СПБ. 1894; Оствальд В., Великие люди, [пер. с нем.], СПБ, 1910; Wolf Н., Versuch einer Geschichte des Geniebegriffes, Hdib., 1923; Genetic studies of genius, ed. L. М. Terman, 2 ed., v, 1-4, [Stanford], 1926-47; Kretschmer E., Geniale Menschen, 5 Aufl., B., 1958.

Гениально    Гениальность    Гениальный