Платон

Платон в Энциклопедическом словаре:
Платон - (в миру Петр Егорович Левшин) (1737-1812) - митрополит Московский(с 1775), известный своей просветительной деятельностью (катехизисы,проповеди, первый систематический курс русской церковной истории и др.).

Значение слова Платон по Психологическому словарю:
Платон - Платон (427 - 347 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий - было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им ""сократической беседой"".

Значение слова Платон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Платонархимандрит (в мире Петр Гаврилович Казанский, 1792—1865) — писатель, архимандрит тверского Желтикова монастыря, магистр московской духовной академии. Его труды: " Рассуждения о духовных предметах " (1862); " Поучения в дни воскресные и праздничные ".


Платонепископ (в мире Порфирий Федорович Рождественский род. в 1866 г.) — духовный писатель, епископ чигиринский, викарий киевской епархии, ректор киевской духовной академии, в которой и получил образование. Главные его труды: " Древний Восток при свете божественного откровения " (Киев, 1898, магист. диссерт.);. " Значение для жизни земной чаяния жизни небесной " (ib., 1900); " К вопросу о свободе совести " (ib., 1902).
Платон (в мире Николай Иванович Городецкий) (1803—1891) — митрополит Киевский и Галицкий. Сын священника Тверской губ., П. получил образование в СПб. духовной академии, по окончании курса которой со степенью магистра занимал последовательно должности преподавателя орловской семинарии, бакалавра СПб. акад. греческого яз., нравственного богословия и истории раскола с его обличением, инспектора той же акад. и ректора костромской семинарии. В 1843 г. П. был назначен викарием литовской епархии, а затем был викарием псковской епархии, епископом и архиеп. Рижским, Донским, Херсонским и, наконец, киевским митрополитом. Во время управления рижской епархией (1850—67) деятельно заботился об укреплении православия в крае. Он почти удвоил число церквей, обратил внимание на поднятие благосостояния духовенства, преобразовал Рижское духовное училище в семинарию и прилагал большие старания к принятию в число воспитанников семинарии природных эстов и латышей. Благодаря энергической миссионерской деятельности среди латышей и эстов рижская паства увеличивалась за время управления П. на 41 тыс. чел. Результатом деятельности П. против раскола (преимущественно, Федосеевского толка) было основание в псковской и рижской епархии 7 единоверческих приходов и воссоединение с православною церковью более 3000 раскольников. Миссионерская деятельность П. продолжалась и на Дону. Им основано несколько единоверческих приходов и воссоединено несколько тысяч раскольников. Для распространения христианства среди донских калмыков П. ввел изучение калмыцкого языка в курс предметов духовной семинарии, открыл отделение миссионерского общества в Новочеркасске и положил начало изучению языка и быта калмыков на месте их кочевок. В Киеве Платон боролся со штундизмом, для чего были учреждены 4 миссионерских вакансии. Литературные труды П.: "Беседа на новый год и о бесплодной смоковнице" (Киев, 1882), "Три слова о ходатайстве святых" (ib., 1883), "Пастырское вразумление посылающим безымянные письма" (ib., 1885), "Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией" (ib., 1883), "Пастырское послание к глаголемым "старообрядцам" (ib., 1888), "Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому", "Избранные слова и беседы, произнесенные в разные годы на дни воскресные и праздничные" (изд. "Руководства для сельских пастырей", Киев, 1892) и др. См . "Новый архипастырь Киевский и Галицкий высокопр. митроп. Платон" ("Руководство для сельских. пастырей", 1882) и "Некролог высокопреосвящ. П., митрополита Киевского и Галицкого" (Киев, 1891).
Платон (в мире Павел Симонович Фивейский) (1809—1877) — духовный писатель, воспитанник Моск. духовной акад., ректор духовной семинарии, в конце жизни архиепископ Костромской и Галичский. Труды П.: "Историческое описание Троицкого Козловского м-ря" (М., 1849), "Основание Переяславского Троицкого Данилова м-ря" (ib., 1853), "Взгляд на историю российской церкви" (М., 1834), "Православное нравственное богословие" (М., 1854; 4 изд.; СПб., 1867), "Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния" (ч. I, Кострома, 1869; ч. II, М., 1861; 2 изд., М., 1871; изд. 3, М., 1896), "Памятная книжка для священника, или размышления о священнических обязанностях" (М., 1860), "Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви" (Кострома", 1869), "Собрание нескольких слов, поучений и речей" (ib., 1869).
Платон (Любарский) († 1811) — писатель, воспитанник Киевской духовной акад., ректор казанской семинарии, епископ Тамбовский, потом Астраханский, архиепископ Екатеринославский. В бытность свою в Казани составил "Сборник древностей Казанской епархии" с присоединением рассказов этнографического и исторического содержания. В "Русской старине" за 1870 г. напечатаны его записки "О взятии Казани", в "Чтениях Моск. общ. древн." ч. III — "Иерархия Вятская и Астраханская", в "Истории Пугачевского бунта" Пушкина — "Краткое известие о Пугачеве". В Казанском университете хранятся в рукописи соч. П.: "Известие о Казанском Спасопреображенском м-ре" и "Казанская иерархия", а также письма его к Бантыш-Каменскому, преимущественно о Пугачевщине. При жизни П. были напечатаны несколько проповедей его.
Платон (Малиновский) († 1751) — известный церковный деятель, воспитанник Киевской акад., префект ее и акад. московской, архимандрит и советник Св. Синода. В 1732 г. за защиту книги "Камень веры" был предан суду тайной канцелярии, неоднократно подвергаем телесным истязаниям, лишен монашества и сослан в Камчатку. Имп. Елизавета возвратила ему духовный сан и назначила его епископом Крутицким, потом архиепископом Московским. Управление его московскою епархией ознаменовано устройством церковных домов для причтов, отменою телесных наказаний для причетников, учреждением должности благочинных (см. "Истории моск. епархиального управления" Н. Розанова, ч. 2, кн. 1-я, стр. 44—75). Отдельно изданы шесть "Слов" его, произнесенных в 1742—1752 гг. (исчислены в обзоре русс. дух. литературы архиеп. Филарета). См . ст. И. А. Чистович в "Православном обозрении" 1862, №2.
Платон (Петрункевич) († 1767) — известный проповедник, воспитанник Киевской акад., епископ Владимирский и член Синода. Его проповеди (перечень их см. в "Обзоре рус. дух. литературы" Филарета) изданы отдельными брошюрами в 1742—46 гг.

Определение слова «Платон» по БСЭ:
Платон (Plбton)
(428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. основал собственную школу - Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи П.); эта поездка, как и предыдущие попытки П. вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни П. провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Почти все сочинения П. написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги:
«Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) -
«Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) - «Федон»,
«Пир», «Федр», II-X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий»
(интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду - «Законы» (50-е гг.).
Философия П. не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему П. приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде):
«едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по П., «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только
«идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым П. приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Вторая субстанция - «ум» (Нус) является, по П., бытийно-световым порождением «единого» - «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; П. тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося:
«ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот
«ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.
Третья субстанция - «мировая душа» - объединяет у П. «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения.
«Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души».
П. говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в др. состояние.
«Идеи» - это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу
«космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.
Материя для П. - лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя - это не сущее, сущее же - только идея. П. подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для П. является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует».
Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.
В последние годы жизни П. переработал учение об идеях в духе Пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии Неоплатонизма. В основе теории познания П. лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и П. в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней - к области чистых идей. Этот синтез любви
(«эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у П. как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.
Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для П. диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её
«ипотеса», закон («номос»), ведущий у П. от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у П. Логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос - идея - ипотеса - основание трактуются и как предел
(«цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у П. является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по П., обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».
Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной - с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, - «справедливость».
Такое же тройное деление П. проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. П. выделял три основные формы правления - монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти П. подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По П., цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, П. не относил её к «работникам».
П. проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Утопию П. в «Государстве» К. Маркс характеризовал как
«... афинскую идеализацию египетского кастового строя» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 379).
В эстетике П. красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у П. от любви, а любовь - от красоты
(«Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у П. правителем и вообще источником жизни для всего живого.
Красота жизни и реального бытия для П. выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому П. изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. П. изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.
Не отвергая богов традиционной мифологии, П. требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по П., - это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.
Историческое значение философии П. определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии «линией Платона» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи П. послужили исходной основой многовековой традиции Платонизма и неоплатонизма.
Соч.: Opera..., exc. Н. Stephanus, v. 1-3, Gen., 1518-, Opera, ed. J. Burnet, v. 1-5, Oxf., 1956-62; в рус. пер. - Соч., т. 1-3, М., 1968-72.
Лит.: Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, гл. 4; его же, Платон, М., 1969; Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М.,1969 (лит.); его же, История античной эстетики (Высокая классика), М., 1974; Ritter С., Platon. Sein Leben, seine Schriften, seine Lehre, Bd 1-2,
Mьnch., 1910-23; Natorp P., Platos Ideenlehre, 2 Ausg., Lpz., 1921; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen..., 6 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Darmstadt, 1963, S. 389-982, Gould J., The development of Platos ethics, Camb., 1955; Stenzel J., Platon der Erzieher, 2 Aufl., Hamb., [1961]; Ross W. D., Platos theory of ideas, 2 ed., Oxf., 1961; Hoffmann E., Platon, Hamb., 1961; Wilamowitz-Moellendorff U. von, Platon, 5 Aufl., Bd 1-2, В., 1959-62; Friedl
дnder P., Platon, 3 Aufl., Bd 1-2, В., 1964; Wyller E. A., Der spдte Platon, Hamb., 1970; Gigon O. A., Platon, Bern, 1965; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 146-212.
А. Ф. Лосев.
Платон.

Платок    Платон    Платон. Пир.