Порфирий

Порфирий в Энциклопедическом словаре:
Порфирий - (ок. 233 - ок. 304) - греческий философ-идеалист, представительнеоплатонизма, ученик Плотина, издавший его сочинения. Комментатор Платонаи Аристотеля; ''Введение в ''Категории'' Аристотеля'' - главный источникзнакомства с аристотелевской логикой в средние века. Автор сочинения''Против христиан''. В логике т. н. древо Порфирия иллюстрирует ступенчатуюсубординацию родовых и видовых понятий.


Эфесский (ум. 361) - христианский мученик, пострадавший в гонениеимператора Юлиана Отступника. Память в Православной и в Католическойцеркви 15 сентября.

Значение слова Порфирий по словарю Брокгауза и Ефрона:
Порфирийсвятые христианской церкви: 1) мученик; обратился к Христу при виде страданий Харлампия, епископа магнезийского и, объявив себя христианином, немедленно был замучен вместе с ним; 2) мученик, слуга ученого пресвитера (мученика) Памфила, с которым вместе замучен в 309 г.; 3) мученик; обезглавлен в 362 г. за обличение императора Юлиана в отступничестве; 4) мученик, при Диоклетиане; 5) стратилат императора Максимина, обращенный св. великомученицей Екатериной, во время нахождения ее в тюрьме; казнен, вместе с целым отрядом воинов в 200 человек, в 310 г.; 6) епископ газский (ум. в 421 г.), ревностный преследователь языческого культа; в продолжение своего епископства он уничтожил все языческие храмы и всех идолов в г. Газе, и всех жителей города обратил к Христу.


Порфирий (в мире Георгий Иванович Попов) — ум. в 1866 г., писатель, архимандрит, профессор по кафедре патристики в Моск. дух. акад., потом настоятель русской посольской церкви в Риме. Главные его труды; "Св. Киприан, еп. карфагенский" ("Творения св. отцов", XV), "Об авторитете св. отцов" ("Прибавл. к твор. св. отцов", т. XXII), "Жизнь св. Василия Великого" (в "Душеп. Чтении", 1864 и отдельно), "Жизнь св. Григория Богослова" ("Душеп. Чтение", 1864), Св. Григорий Нисский ("Прибавл. к твор. св. отцов", т. XX). "Св. Кирилл Иерусалимский" (там же, т. XIII), "Св. Кирилл Александрийский" (там же, т. XIII), "Жизнь св. Порфирия Газского" ("Душеп. Чтение", 1863), "Об издании житий святых в хронологическом порядке" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1869). О П. см. "Православ. обозрение" (1866), "Странник" (1867), "Труды Киевской Академии" (1867).
Порфирий (дополнение к статье) (в мире Константин Александрович Успенский, 1804—1885) — епископ. См. А. П. Лебедев, " Преосвященный Порфирий Успенский " (Сергиев Посад, 1904).
Порфирий (Крайский) — ум. в 1768 г., воспитанник, потом учитель и ректор Московской дух. академии, епископ суздальский, коломенский, белгородский, член св. синода. Славился как хороший проповедник. Из проповедей его напечатаны слова: "На великий пяток" (М., 1742), "На 26 августа" (М., 1712), и "На 26 ноября 1749 г.". В последнем он рисует картину реформ Петра I. Ему принадлежит новая редакция "Чинопоследования соединяемых из иноверных к православной церкви" (М. 1757 г.).
Порфирий (Успенский) (1804—85) — знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку — по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и, пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг, на греческом, сирийском, арабском, эфиопском, грузинском и др. вост. языках, а равно рукописей церковнославянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии наук, отчасти Имп. публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосв. Порфирия, хранящихся в СПб. публичной библиотеке", В 1865 г. П. возведен в сан епископа чигиринского, викария Киевской епархии; в 1878 г. назначен членом синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV в.; он же нашел и изд. четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (СПб., 1864). Важнейшие труды П.: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, СПб., 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (СПб., 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай — виды, очерки, планы и надписи, 1867), "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские м-ри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1868—69); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Акад.", 1874—75); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Акад.", потом отдельно); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и М., 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киев. Акад.", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (М., 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Моск. общества любителей дух. просв.", 1878); "Афонские книжники" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы П., хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). П. пожертвовал Киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Акад. наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник П.: "Книги бытия моего" (вышло 4 т., СПб., 1894—97). Н. Б—в.
Порфирий (философ) (232—305) — родом из Тира, главный ученик Плотина (см.) и издатель его сочинений; раньше встречи с ним в Риме учился у философа Лонгина в Афинах. Имя П. было собственно Малх, что по-сирийски значить царь; Плотин переделал его в Πορφύριος. Мнения П. о "сверхсущем", о трех началах, или "ипостасях", и о рождении мира путем нисходящих эманаций лишь оттенками отличаются от воззрений Плотина: так, он с еще большим вниманием относится к народным культам. В его системе Mиpa, кроме богов, демонов и героев классической мифологии, играют также роль "архангелы" и "ангелы", взятые из иудейства, к которому он относился с почтением, видя в нем одну из национальных религий. Христианство, напротив, своим отрицательным (по мнению П.) универсализмом вызывало в нем непримиримую вражду, которую он старался оправдать в большом полемическом сочинении: "15 книг против христиан" (χατά Χριστιανών), известном лишь по немногим цитатам у церковных писателей. Многие другие философские, астрологические и исторические сочинения П. дошли до нас лишь в отрывках или известны только по имени. Сохранились метафизическое соч. его: "Αφορμαί πρός τά νοητά" (изд. L. Ноlstemus, Рим, 1636) и "Введение в категории Аристотеля" (Είσαγογή είς τάς Αρ. χατ., изд. Busse, Б., 1887). В средние века и позже П. имел особое значение как систематизатор и толкователь Аристотелевой логики. Из учеников П. самым замечательным был Ямвлих (см.). Вл. С.

Определение слова «Порфирий» по БСЭ:
Порфирий (Porphэrios)
(около 233, Тир, - около 304, Рим), древнегреческий философ, представитель Неоплатонизма. Ученик Плотина, издавший его сочинения, автор жизнеописания Плотина. Получил известность прежде всего как комментатор Платона и Аристотеля. Трактат П.
«Введение к категориям Аристотеля» (др. название - «О пяти звучаниях», т. е. о пяти признаках понятия - роде, виде, видовом различии, собственном признаке и несобственном, случайном признаке) был главным источником знакомства с логикой Аристотеля в средние века; многократно комментировался и переводился (на лат. язык - Боэцием). В логике с именем П. связано т. н. древо П., иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий при дихотомическом делении. П. был также автором многочисленных сочинений по математике, астрономии, истории, грамматике и т.д.; его объёмистое сочинение
«Против христиан», давшее ранние образцы библейской критики, было сожжено в 448 (сохранились фрагменты - см. А. Б. Ранович, Античные критики христианства. М., 1935).
Соч,: Opuscula selecta, Lipsiae, 1886; Isagoge in Aristotelis Categorias Cominentarium, Berolini, 1887 (Commentaria in Aristotelem Graeca, v. 4, р. 1).
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; Kleffner A. J., Porphyrius, der Neuplateniker und Christenfeind, Paderborn, 1896; Bidez J., Vie de Porphyre le philosophe nйo-platonicien, Gand - Lpz., 1913.
А. Ф. Лосев.

Порфира    Порфирий    Порфириновая Болезнь