Юго-Восточная железная дорога

Определение «Юго-Восточная железная дорога» по БСЭ:
Юго-Восточная железная дорога - объединяет сеть дорог в пределах Воронежской, Тамбовской, Липецкой области и участки дорог в пределах Ростовской, Рязанской и Белгородской области РСФСР. Эксплуатационная длина (1976) 3520 км, или 2,6% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление - в г. Воронеже. Ю.-В. ж. д. - одна из старейших в стране. В 1868 было открыто движение поездов от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. В современных границах организована в 1962. В 1976 участок дороги Дуплянка (исключительно) - Филонове передан в состав Приволжской ж. д., а Старый Оскол (включительно) - Валуйки - Южной ж. д.
В составе дороги 5 отделений: Мичуринское, Елецкое, Воронежское, Георгиу-Дежское и Лиховское. Граничит по станциям с Московской ж. д. - Ряжск, Павелец, Волово, Елец, Касторная; с Приволжской ж. д. - Тоновка, Обловка, Дуплятка, Поворино, Морозовская; с Южной ж. д. - Валуйки и Старый Оскол; с Донецкой ж. д. - Красная Могила, Изварино, Ольховая; с Северо-Кавказской ж. д. - Зверево и Цимлянская.
Ю.-В. ж. д. связывает Донбасс, Северный Кавказ и Закавказье с районами Центра и Европейского Севера, Поволжье с южными, западными и северо-западными районами страны. Ю.-В. ж. д. обслуживает предприятия чёрной металлургии, химической и угольной промышленности, машиностроения, строительной индустрии, а также районы развитого сельского хозяйства. По станции Георгиу-Деж дорога взаимодействует с речным транспортом (по р. Дон). Грузооборот (1976) 119 млрд.т·км, или 3,6% общесетевого.
В отправлении грузов наибольший удельный вес принадлежит нерудным стройматериалам (43%), углю (13%), металлам (10%), зерновым (6%), а в грузообороте - нефтяным грузам (22%), стройматериалам (14%), чёрным металлам (10%), углю (8%) и лесным материалам (8%). Средняя грузонапряженность (1976) 33,7 млн.т·км/км, что на 40% выше среднесетевой; пассажирооборот 9,1 млрд.пасс·км, или 2,9% общесетевого.
За годы Советской власти Ю.-В. ж. д. получила значительной техническое развитие: построены вторые пути, крупные грузовые и сортировочные станции, широко применяется автоблокировка, централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (69%) и тепловозной тягой (31%).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1966).
Г. С. Райхер.


Юго-Востока институт сельского хозяйства   
Юго-Восточная железная дорога   
Юго-Восточное бюро ЦК РКП