Грузооборот

Значение слова Грузооборот по Ефремовой:
Грузооборот - Основной показатель работы транспорта за определенный период времени.

Значение слова Грузооборот по Ожегову:
Грузооборот - Исчисляемая в тонно-километрах работа транспорта по перевозке грузов N2

Грузооборот в Энциклопедическом словаре:
Грузооборот - основной показатель работы транспорта. Исчисляется какпроизведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки(в км).

Значение слова Грузооборот по словарю Ушакова:
ГРУЗООБОРОТ, грузооборота, м. (экон.). Количество перевезенных грузов.

Определение слова «Грузооборот» по БСЭ:
Грузооборот - основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства. Представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Измеряется т·км нетто (на морском транспорте - тонно-милями, где миля = 1,852 км), т. е. без веса подвижного состава, в котором груз перемещается. Следовательно, Г. транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности перевозки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объёмом и структурой производства различной продукции, а также зависит от коэффициента перевозимости или коэффициента повторности перевозок (см. Грузовые перевозки). На дальность перевозки грузов влияют: размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции, степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий) и т. д. В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры Г.) оказывают воздействие: обществененый способ производства материальных благ, особенности процесса обращения продукции и товаров (стихийного - в капиталистических странах, планомерного - в СССР и в других странах социализма).
Стихийность капиталистического обращения товаров вызывает огромное количество встречных, излишне дальних, излишне повторных и др. нерациональных перевозок и, соответственно, искусственно увеличенный излишний Г. Этому способствуют неравномерность размещения производительных сил в капиталистическом мире, отрыв большой части обрабатывающей промышленности от источников сырья и рынков сбыта продукции. Известно, что небольшое число индустриально развитых государств (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия, Бельгия и др.) сосредоточили в своих руках почти всю обрабатывающую промышленность капиталистического мира, нередко получая нужное сырьё издалека. В то же время бывшие колониальные и экономически отсталые страны завозят из индустриально развитых государств (подчас за тысячи километров) продукцию обрабатывающей промышленности, хотя многие виды этой продукции могли бы производить у себя. Увеличению Г. способствует и узкая специализация экономически отсталых стран на производстве одного или нескольких видов продукции, например Бразилии на производстве кофе, Венесуэлы - нефти, Чили - медной руды и селитры, Цейлона - чая и т. д.
Этим объясняется быстрый рост грузопотоков в межконтинентальных сообщениях, осуществляемых в основном морским транспортом (удельный его вес в общем Г. мирового транспорта - свыше І/3). Социалистическое плановое хозяйство, в отличие от капиталистического, располагает большими возможностями для всесторонней рационализации экономических связей и перевозок, особенно в сфере обращения, и на этой основе - возможностями относительно сократить Г. и связанные с ним затраты народного хозяйства на транспорт. Упорядочению и устранению излишнего Г., в частности, содействуют: рационализация размещения производительных сил с тем, чтобы стоимость продукции у потребителя была минимальной по сумме затрат на её производство и транспортировку; построение оптимальных планов снабжения, сбыта и перевозок (недопущение излишне дальних, встречных и других нерациональных перевозок). Значительный опыт СССР показывает, что построенные на основе применения точных математических методов и ЭВМ общесоюзные (общесетевые) оптимальные планы перевозок массовых грузов позволяют значительно сократить объём Г. (в т·км).

Табл 1. - Грузооборот всех видов мирового транспорта по общественным системам и регионам в 1967



















Же-
лез-
но-
до-
рож-
ный
Автомо-
бильный
МорскойВну-
трен-
ний вод-
ный
Трубо-
проводный
ВоздушныйВсего
всегов меж-
ду-
город-
ных и при-
город-
ных сооб-
ще-
ниях
все-
го по ра-
боте фло-
та
меж-
ду-
на-
род-
ные со-
об-
ще-
ния
ка-
бо-
таж
нефтя-
ные трубо-
прово-
ды
газо-
прово-
ды
все-
го
в т. ч. вну-
трен-
ние сооб-
ще-
ния
все виды сооб-
щения
вну-
трен-
ние сооб-
ще-
ния
млрд.,т·км*
Мир в целом4529171012701345912613846749102345714,88,1219429322
Соц. страны27152409580373568187193871,81,642273492
в т.ч. СССР22151705152747552144183811,71,533222847
Развитые кап. страны1580128710439077839368453160035512,16,3134425043
из них США10827325676902104803895112959,56,037093495
Развивающиеся страны23418313235793485943130150,90,24273787
в процентах
Мир в целом100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0
Соц. страны59,914,07,56,05,98,025,018,919,012,219,919,337,5
в т.ч. СССР49,010,04,03,93,86,119,317,917,712,018,515,230,5
Развитые кап.34,975,382,167,466,680,971,058,677,781,777,861,354,1
страны
из них США23,942,844,65,11,756,751,950,064,666,674,117,037,5
Развивающиеся5,210,710,426,627,511,14,022,53,36,10,319,48,4
страны

* Ок. 70% всего грузооборота развивающихся стран составляют морские перевозки флота Либерии, формально являющегося самым крупным в мире, а также Панамы и некоторых других стран. Фактически этим флотом владеют крупные монополии США и ряда стран Западной Европы. Суда этих монополий лишь фиктивно приписаны к портам малых стран с целью уклониться от уплаты больших налогов. Именно этой причиной объясняется сравнительно малый грузооборот морского флота США несмотря на большие размеры флота. По ориентировочным расчётам, действующая мировая статистика примерно втрое преувеличивает долю развивающихся стран в мировом грузообороте (с 6 до 19%) и соответственно преуменьшает долю развитых капиталистич. стран.
Данные табл. 1, показывающие распределение Г. по отдельным видам транспорта и по группам стран различных общественных систем, характеризуют неравномерность их развития. Так, на экономически слаборазвитые и развивающиеся страны приходится лишь около 20% всего Г. (включая перевозки и в международном сообщении) и менее 8% Г. во внутреннем сообщении, в то время как они занимают почти половину территории земного шара, на которой проживает около 45% населения. Неравномерно развивается Г. и по видам транспорта. Так, Г. всех видов транспорта за 1950-67 возрос в среднем на 219% (в т. ч. во внутренних сообщениях на 146%). За тот же период Г. железных дорог увеличился лишь на 113%, автотранспорта - на 249%, внутреннего водного транспорта - на 93%, морского - на 277% , трубопроводного - на 382%, а газопроводного - на 518%. Изменилась их доля в общем Г. (табл.2).

Табл. 2. - Доля отдельных видов транспорта в суммарном мировом грузообороте, %















ГодыСредняя
дальность
Виды транспортаперевозок в
19131937195019671967, км
Железнодорожный32,525,330,820,6542
Автомобильный0,13.37,57,824
Внутренний водный7,35,15,63,4494
Морской59,464,051,961,34840
Нефтепроводы0,71.93,14,7605
Газопроводы-0,41,12,1752
Воздушный-0,010,010,12200
(0,07)
Всего100100100100
В т. ч. во внутренних сообщениях45,044.755,142,4

На долю морского транспорта приходится около І/3 всего Г., главным образом за счёт огромной дальности перевозки грузов, особенно в международных сообщениях (свыше 6 тыс.км).
Г. транспорта общего пользования СССР и его динамика отражают особенно быстрый темп развития народного хозяйства страны и его огромные масштабы (табл. 3). Суммарный Г. всех видов транспорта СССР в 1969 составлял около 15% мирового и около 30% внутренних Г. всех стран мира. На долю железных дорог СССР приходится почти половина мирового Г. железных дорог, около 65% всего Г. СССР и свыше 80% внутренних Г., что связано с размерами территории СССР, своеобразием размещения природных богатств и производительных сил в стране и рядом других важных факторов, определяющих ведущую роль железных дорог в транспортной системе СССР.

Табл. 3. - Грузооборот транспорта общего пользования в СССР (млрд.т·км), средняя дальность перевозок (км) и удельный вес видов транспорта в общем грузообороте (%)











ГодыВсе виды транспорта, млрд. т·кмВ том числе
железно-
дорожный
морскойречнойнефте-
провод-
ный
автомо-
бильный *
воздуш-
ный
1913126,076,420,328,90,30,1
1940487,6415,023,836,13,88,90,02
1950713,3602,339,746,24,920,10,14
19601885,71504,3131,599,651,298,50,56
19652764,01950,2388,8133,9146,7143.11,34
19673186,82160,5527,1143,9183,4170,21,66
19703825,02494,6655,2174,0281,6217,71,89
Средняя дальность перевозок в 1970, км861405248682815,11023
Удельный вес в общем грузообороте в 1970, %100,065,317,14,67,35,70,05

* Включая автомобильный транспорт всех ведомств и организаций, а также колхозов.
Г. железных дорог СССР за 1913-70 возрос более чем в 30 раз как за счёт роста объёма, так и дальности перевозок. Последняя возросла за 1913-70 с 496 до 861 км, или на 73%. На столько же возрос Г. железных дорог СССР в сравнении с ростом объёма перевозок (в т). Средняя дальность перевозок грузов по железным дорогам СССР (861 км) самая высокая в мире; в США, например, в 1967-747 км; при этом следует иметь в виду, что территория СССР почти в 2,5 раза больше, чем США. Плановая экономика позволила за годы социалистического строительства разместить производительные силы намного равномернее и рациональнее, чем до Октябрьской революции, когда в России экономические связи были в основном ограничены пределами Европейской части страны (и то без северных районов). Если бы повсеместно возросшие потребности в угле, нефти, металле и другой продукции удовлетворялись из тех же районов, как было до Октябрьской революции, т. е. углём и металлом в основном из Донбасса, нефтью с Кавказа и т. д., то средняя дальность перевозок была бы намного больше 861 км, и соответственно большими были бы и грузооборот и затраты народного хозяйства на транспорт. Показатели Г. применяются в планировании, при распределении доходов, изменении затрат труда, материалов, оборудования и др.
Лит.: Транспортная система мира, М., 1971; Зарубежный транспорт. Справочник, М., 1966; Транспорт и связь СССР. Статистический сб., М., 1967; Экономика железнодорожного транспорта, М., 1969.
Е. Д. Хануков.

Грузонапряжённость    Грузооборот    Грузооборот Порта