Петипа

Петипа в Энциклопедическом словаре:
Петипа - Мариус Иванович (1818-1910) - российский балетмейстер и педагог. Попроисхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстерпетербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которыхсозданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами.Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцыхореографического наследия 19 в. (''Спящая красавица'' П. И. Чайковского,''Раймонда'' А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым''Лебединое озеро'').

Значение слова Петипа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Петипаартистическая семья. Мариус Иванович П.известный балетмейстер и танцовщик, род. в 1822 г. в Марселе, в семье танцовщика и балетмейстера Жана П. (1787—1855), служившего в 1850-х годах и на спб. балетной сцене. Дебютировал в Париже; в 1847 г. приглашен в СПб. балетным jeune premier; с 1869 г. — балетмейстер, много сделавший для нашего балета. Сочинил и поставил на нашей сцене до 50 балетов; новейшие из них — "Синяя борода" (1896) и "Раймонда" (поставлена в январе 1898 г.). Носит звание солиста двора его величества. Его брат Люсьен П.также известный танцовщик и балетмейстер в Париже. Жена Мариуса П.— Мария Сергеевна, урожденная Суровщикова († в 1882 г.), по окончании курса в Спб. театральном училище, принята в 1854 г. на императорскую балетную сцену (СПб.). В 1861 г. и 1862 г. с большим успехом танцевала в театре парижской Большой оперы, в 1863 г. — в Берлине. Мариус П. для нее специально поставил несколько балетов. Дочь их Мария Мариусовна П.балерина императорских спб. театров, род. в 1857 г.; к сцене ее подготовил отец; дебютировала в 1875 г. в балете "Голубая Георгина", в котором до тех пор отличалась ее мать; редко балеты, которые с тех пор ставил ее отец, обходились без ее участия. Особенным успехом она пользуется в характерных танцах. Брат ее Мариус Мариусович драматический актер, род. в 1854 г. Окончил курс в Спб. коммерческом училище; на сцене с 1871 г., сначала в провинции. В период господства на спб. Александринской сцене оперетки П., обладая недурным голосом, с успехом исполнял роли Анжа Питу ("Дочь рынка"), Пигмалиона ("Прекрасная Галатея") и др. Позже П. обратился к драматическому репертуару и выработался в прекрасного jeune premier, с большим успехом выступавшего в ролях фатов и молодых резонеров. В 1886 г. вследствие недоразумений с казенной дирекцией вышел в отставку и с тех пор играет в провинции вместе с женой Лидией Петровной (урожденной Евстафиевой). Ум.

Определение слова «Петипа» по БСЭ:
Петипа - Мариус Иванович [11.3. 1818, Марсель, - 1(14).7.1910, Гурзуф], русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца - танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни в России. В 1855-87 преподавал в Петербургском театральном училище. С 1862 балетмейстер, в 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Сочинил свыше 60 балетов, в том числе
«Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) Пуньи, «Дон Кихот» (1869) и «Баядерка» (1877) Минкуса. Музыка, хотя и далёкая от симфонизма, служила П. почвой для симфонизации танца (например, сцена «Тени» в «Баядерке»).
Эти опыты получили прочную основу в балетах «Спящая красавица» Чайковского (1890) и «Раймонда» Глазунова (1898). В результате содружества П. с великими русскими композиторами-симфонистами академический балетный театр 19 в. достиг своей вершины. Он утвердился в гуманистическом содержании поэтически многозначных образов, обогатился структурными формами и выразительными средствами танца. В СССР и за рубежом продолжается сценическая жизнь лучших балетов П.
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ. 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, [Л., 1971].
Лит.: Плещеев А. А., М. И. Петипа (1847-1907)..., СПБ, 1907; Лешков Д. И., Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения, П., 1925; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. - М., 1963.
В. М. Красовская.
М. И. Петипа.

Петион    Петипа    Петит