Погост

Значение слова Погост по Ефремовой:
Погост - 1. Сельское кладбище.
2. устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения.
3. местн. Название деревни, поселка, населенного саами.
4. местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге.

Значение слова Погост по Ожегову:
Погост - Кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем)

Погост в Энциклопедическом словаре:
Погост - первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси.Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковьюи кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь складбищем, позднее сельское кладбище.

Значение слова Погост по словарю Ушакова:
ПОГОСТ, погоста, м. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере - название деревни, поселка, населенного саами (лопарями). 4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (Первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-русском языке гостями.)

Значение слова Погост по словарю Даля:
Погост
м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крест

Значение слова Погост по словарю Брокгауза и Ефрона:
Погост (округ) — сельский податной округ в Древней Руси. Первое установление П. состоялось в Новгородской области и приписывается, по летописному известию под 947 г., великой княгине Ольге, которая "устави погосты" (или "повосты", по Лаврентьевскому списку — но это чтение признается неправильным). Одни ученые принимали упоминаемые здесь П. в смысле селений, без всякого отношения их к разделению земли на какие-либо участки, другие (большинство) — в смысле селений-округов, основываясь главным образом на современном значении слова П. и на объяснении его значения данными русского и иностранных языков. Почин в понимании П. как округа принадлежал В. Н. Татищеву, за которым последовали Щербатов, Стриттер, Шлецер, Эверс, Карамзин, Полевой, Арцыбашев и др. Первый высказавшийся печатно о П. был М. В. Ломоносов; он в своей "Российской истории" принимал П. за хорошо, правильно построенные селения. Это мнение было принято только Елагиным. К. А. Неволин, подробно рассматривавший вопрос о новгородских пятинах и П. ("Записки Географического общества", т. VIII, 1853 г.), придает П. времен Ольги значение географического и правительственного округа, а также главного места или центра такого округа. Он склонялся к мысли, что П. и в языческую пору были местами отправления богослужения. После Ольги П. продолжали существовать непрерывно в Новгородской области и оттуда распространились почти по всем княжествам Древней Руси. Летописи и другие памятники часто упоминают о П., и из большинства этих упоминаний очевидно, что П. — округ (податной) или главное селение округа. По писцовым книгам, П. — место, где была церковь; церковь, селение с церковью; округ, принадлежащий к этой местности в гражданском и церковном отношениях или исключительно в последнем. Писцовые книги содержат и подробное описание П. Большая часть П. имела составное, двоякое наименование, одно — заимствованное от церкви, другое — от главного селения; иногда к этому составному имени присоединялось название по реке, озеру или городу. Величина П. была весьма различна (среднее количество квадратных верст в новгородском П. Неволин определяет в 822) и зависела от густоты населения и плодородности почвы. По П. правительство вело счет жителей, земель и вообще имуществ частных и казенных. В силу отправления некоторых повинностей по общей раскладке П. представлял общину, управляемую одним старостой. Хотя официальное разделение на П. прекратилось в 1775 г., но в общежитии название П. уцелело до сих пор и имеет разные значения: сельский приход; несколько деревень одного прихода; волость; станция, постоялый двор. гостиница, перепутье; путина, расстояние от известного пункта до другого, проходимое водою или сухим путем без отдыха; церковный двор или место, огороженное при церкви; всякое кладбище (Ярославская, Орловская губ.) или кладбище с церковью; отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами для духовенства и кладбищем; село, образовавшееся впоследствии при церкви; деревня, образовавшаяся из села по закрытии прихода и упразднении церкви (напр. Кривой П. и Михайловский П. в Ростовском уезде Ярославской губ.); лопарское селение (Архангельской губ.). По словопроизводству П. имеет несомненную связь с словом "гостить". При первоначальных небольших правительственных центрах происходили мирские сходы, съезды; позже возникали церкви, "торговища", посещаемые гостями, платившими в пользу князя "гостебное", постоялые дворы и т. п. В. Ρв.

Определение слова «Погост» по БСЭ:
Погост - [от др.-рус. погостити - побывать в гостях; первоначальное значение П. - постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11-18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное - по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775. 2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15-16 вв. 3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово
«П.» в 19 - начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.

Погорячиться    Погост    Погостить