Твардовский

Твардовский в Энциклопедическом словаре:
Твардовский - (Twardowski) Ян (р. 1916) - польский поэт, священник. Книгилирики ''Знаки доверия'' (1970), ''На осляти'' (1986), ''Стихи'' (1993).


из Скрипны (Twardowski ze Skrzypny) Самуэль (между 1595 и1600-166..1) - польский поэт эпохи барокко. Драматическая поэма ''Дафна,обращенная лавром'', поэма ''Владислав IV, король польский и шведский'' (обе1660), плачи, стихи ''на случай''.
(Twardowski) Казимеж (1866-1938) - польский философ и логик,основатель львовско-варшавской школы.
Александр Трифонович (1910-7..1) - русский поэт, главныйредактор журнала ''Новый мир'' (1950-54, 1958-70). Поэма ''Василий Теркин''(1941-45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувствэпохи Великой Отечественной войны. В поэме ''За далью - даль'' (1953-60;Ленинская премия, 196..1) и лирике (книга ''Из лирики этих лет. 1959-1967'',1967) - раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. Впоэме ''Теркин на том свете'' (1963) - сатирический образ бюрократическогоомертвления бытия. В итоговой поэме-исповеди ''По праву памяти''(опубликована 1987) - пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма,о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени.Поэмы ''Страна Муравия'' (1936), ''Дом у дороги'' (1946); проза, критическиестатьи. Лирический эпос. Твардовский обогатил, актуализировал традициирусской классической поэзии. Журнал ''Новый мир'' эпохи Твардовского сталсимволом ''шестидесятничества'', духовным оазисом тех лет. Государственнаяпремия СССР (1941, 1946, 1947, 197..1).

Определение слова «Твардовский» по БСЭ:
Твардовский - Александр Трифонович [8(21).6.1910, хутор Загорье, ныне Починковский район Смоленской области, - 18.12.1971, дачный посёлок близ Красной Пахры Московской области, похоронен в Москве], русский советский поэт и общественный деятель. Член КПСС с 1940. Сын сельского кузнеца. Учился в Смоленском педагогическом институте; в 1939 окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства; с 1924 - селькор, печатавший в местных газетах корреспонденции, стихи, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации - тема первых поэм Т.
«Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), «Сборника стихов. 1930-1935» (1935), повести «Дневник председателя колхоза» (1932) - с наибольшей художественной силой воплотилась в поэме «Страна Муравия»
(1936; Государственная премия СССР, 1941). Её герой Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картину «великого перелома», но и сам воплощает драму расставания с прежними надеждами и иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно преломились символика и гиперболизм сказки; её язык богат образами, идущими от восприятия мира крестьянином. В лирике 30-х гг. (сборники «Сельская хроника», 1939; «Загорье», 1941, и др.)
Т. стремился уловить изменения в характерах людей колхозной деревни, выразить владевшие ими чувства. Участие в советско-финляндской войне 1939-40 в качестве корреспондента военной печати подготовило обращение Т. к теме советского воина: цикл стихов
«В снегах Финляндии» (1939-40), прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы 1969). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Т. работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи («Фронтовая хроника») и очерки. В поэме
«Василий Тёркин (Книга про бойца)» (1941-45; Государственная премия СССР. 1946) фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой.
«Это поистине редкая книга, - писал И. А. Бунин. - Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»
(«Литературный Смоленск», 1956, книга 15, с. 325-26). Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные «продолжения».
В послевоенные годы Т. всё глубже и разностороннее осмысливает исторические судьбы народа, «мир большой и трудный». В поэме «Дом у дорога» (1946; Государственная премия СССР, 1947) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. Образ Анны, картины её горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в её борьбе с насилием, смертью. Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены и многим из послевоенных стихотворений Т.:
«Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др. Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма Т. «За далью - даль» (1953-60; Ленинская премия, 1961), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга Т. многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х гг. Стремясь рельефно показать современный облик народа, Т. искусно чередует
«общие» и «крупные» планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны («На Ангаре», «Так это было») стоят главы «Друг детства» и «Москва в пути» - рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых - частичка народа, великого потока истории. Но основную
«партию» в книге ведёт сам автор, который поверяет читателю волнующие его мысли и чувства. В сатирической поэме «Тёркин на том свете» (1963), встреченной разноречивыми, в том числе отрицательными, откликами печати, по словам самого автора представлены
«... в сатирических красках те черты нашей действительности - косность, бюрократизм, формализм, - которые мешают нашему продвижению вперед...». Приёмами лирической летописи, с большой глубиной и драматической силой запечатлевшей перемены в жизни народа, вечный и всегда по-новому осмысливаемый круговорот природы и многообразные состояния человеческой души, характеризуются сборники
«Стихи из записной книжки» (1961) и «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967; Государственная премия СССР, 1971), цикл «Из новых стихотворений» («Новый мир», 1969, № 1). Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Т. (книга «Родина и чужбина», 1947; рассказ «Печники», 1958, и др.);
в ней особенно отчётливо выступает свойственная Т. обострённость восприятия действительности в мозаичности и нередко противоречивости её проявлений. Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Т. в книге
«Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), в статьях о творчестве С. Я. Маршака, И. А. Бунина, в речи о Пушкине, в выступлениях на 21-м и 22-м съездах партии, на 3-м съезде советских писателей.
Народность и доступность поэзии Т., правдиво и страстно запечатлевшей многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в поэзии Т. с высокой языковой культурой, идущей от традиций А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, лучших достижений русской прозы 19-20 вв. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая звукопись - всё это сочетается в стихах Т. экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлений советской литературы. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Глубокий след оставила интенсивная общественно-литературная деятельность Т., являвшаяся прямым продолжением его художественного творчества. Главный редактор журнала
«Новый мир» (1950-54 и 1958-70), секретарь правления СП СССР (1950-54 и 1959-71), вице-президент Европейского сообщества писателей (1963-68). Депутат Верховного Совета РСФСР 2, 3, 5, 6-го созывов. На 19-м съезде КПСС (1952) избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, на 22-м съезде (1961) - кандидат в члены ЦК КПСС. Награжден 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Собр. соч., т. 1-5, М., 1966-71; Стихотворения. Поэмы. [Вступ. ст. и прим. А. Македонова], М., 1971; О литературе, М., 1973; Василий Теркин. Книга про бойца, М., 1976.
Лит.: Александров В., Три поэмы Твардовского, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Любарёва Е., Александр Твардовский. Критико-биографический очерк, М., 1957; её же, Поэма А. Твардовского «За далью - даль», М., 1962; Выходцев П., Александр Твардовский, М., 1958; его же, А. Т. Твардовский. Семинарий, Л., 1960; Маршак С., Ради жизни на земле. Об А. Твардовском, М., 1961; Макаров А., Александр Твардовский и его
«Книга про бойца», «За далью - даль», в его кн.: Идущим вослед, М., 1969; Турков А., Александр Твардовский, 2 изд., М., 1970; Лакшин В., Новая лирика Твардовского, в кн.: День поэзии, М., 1971.
А. М. Турков.
А. Т. Твардовский.

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Стихи и поэмы (Москва, 1951). Илл. О. Г. Верейского.

А. Т. Твардовский. «Страна Муравия». Стихи и поэмы (Москва, 1951). Илл. Н. Г. Никифорова.

Тбилисский Эмират    Твардовский    Тваринка