Чайковский

Чайковский в Энциклопедическом словаре:
Чайковский - Модест Ильич (1850-1916) - русский драматург, либреттист,музыкальный критик. Брат П. И. Чайковского. Пьесы, либретто оперы ''Пиковаядама'', ''Иоланта'' П. И. Чайковского, ''Дубровский'' Э. Ф. Направника и др.;книга ''Жизнь Петра Ильича Чайковского'' (т. 1-3, 1900-02).


Николай Васильевич (1850/51-1926) - российский политическийдеятель, участник народнического движения. Член кружка ''чайковцев''. В1874-1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов ''Фонда Вольнойрусской прессы''. В 1904-10 эсер, с февраля 1917 трудовик. В гражданскуювойну глава и член ряда антисоветских правительств. С 1919 в эмиграции.
Борис Александрович (1925-96) - российский композитор, народныйартист СССР (1985). Кантата, симфонии, концерты для инструментов соркестром, камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. струнные, квартеты идр. Государственная премия СССР (1969).
город (с 1962) в Российской Федерации, Пермская обл., наВоткинском вдхр. Железнодорожная станция (Сайгатка). 88,5 тыс. жителей(1993). Завод синтетического каучука, комбинат шелковых тканей.Металлообработка, деревообработка. Возник в 1955 в связи со строительствомВоткинской ГЭС. Краеведческий музей. Картинная галерея. Назван по имени П.И. Чайковского.
Петр Ильич (1840-93) - российский композитор. Брат М. И.Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирическойзадушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер,балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: ''Евгений Онегин'' (1878,лирические сцены - новый тип оперы), ''Мазепа'' (1883), ''Черевички'' (1885),''Чародейка'' (1887), ''Пиковая дама'' (1890), ''Иоланта'' (1891) и др. Новаторв области балета (музыка - ведущий компонент балетной драматургии);''Лебединое озеро'' (1876), ''Спящая красавица'' (1889), ''Щелкунчик'' (1892). Кмировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония ''Манфред''(1885), увертюра-фантазия ''Ромео и Джульетта'' (1866-93), фантазия''Франческа да Римини'' (1876), ''Итальянское каприччио'' (1880), 3 концертадля фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром,''Вариации на тему рококо'' для виолончели с оркестром (1876), фортепьянноетрио ''Памяти великого художника'' (1882), романсы. Профессор Московскойконсерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в1940 - мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводитсяМеждународный конкурс имени Чайковского.

Определение слова «Чайковский» по БСЭ:
Чайковский - Борис Александрович (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В конце 50-х - начале 60-х гг. выдвинулся в число ведущих мастеров советской симфонической и камерной музыки. К числу наиболее значительных сочинений Чайковского относятся 2-я симфония (1962, Государственная премия СССР, 1969),
«Камерная симфония» (1967), «Тема и 8 вариаций» для оркестра (1974), фортепианный квинтет, инструментальные концерты (для фортепиано, для скрипки и для виолончели с оркестром), 6 квартетов, вокальный цикл «Лирика Пушкина»
(1972). Чайковскому принадлежат также кантата «Знаки Зодиака» (на стихи русских поэтов, 1974), музыка к кинофильмам, радиопостановкам и другие сочинения.


Чайковский - Николай Васильевич [26.12.1850(7.1.1851), Вятка, ныне Киров, - 30.4.1926, Лондон], русский политический деятель. Из дворян. В 1872 окончил Петербургский университет. Участник студенческих волнений 1868-69, противник С. Г. Нечаева, член кружка чайковцев, после разгрома которого осенью 1874 эмигрировал. В 1880 поселился в Лондоне, один из организаторов
«Фонда Вольной русской прессы». В 1904 примкнул к эсерам, в 1906 вернулся в Россию. В 1910 порвал с эсерами и отошёл от политической деятельности. В годы 1-й мировой войны 1914-18 гг. - один из руководителей Всероссийского союза городов (см. Земский и городской союзы), после Февральской революции 1917 - член ЦК Трудовой народно-социалистической партии. После Октябрьской революции 1917 - активный враг Советской власти, один из организаторов
«Союза возрождения России», после высадки интервентов в Архангельске (август 1918) председатель «Верховного управления Северной области», в сентябре 1918 заочно избран в состав Уфимской директории. В январе 1919 эмигрировал. В начале 1920 - член сформированного А. И. Деникиным правительства. После разгрома Деникина уехал в Лондон.
Лит.: Н. В. Чайковский, «Каторга и ссылка», 1926, № 5, с. 211-32.
Чайковский - Петр Ильич [25.4(7.5).1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, - 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850-59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859-63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 - Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866-1878 профессор Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников - С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник
«Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-76 работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а также с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами
«Могучей кучки». Уже в 1866-1877 (московский период) наступает расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии («Зимние грёзы», 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата также 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. 1870, 3-я - 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875),
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена Чайковским в 1873), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула»
(1874, 2-я ред. - «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл «Времена года», 1876), романсы и др. В 1868-72 Ч. также переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876-77) и оперой
«Евгений Онегин» (1877-78, пост. 1879, силами учащихся Московской консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876-90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода - оперы
«Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепианное трио
«Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 - в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Москве и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Московской консерватории. Премьера оперы
«Черевички» в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887-93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885-93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890; программная симфония «Манфред», 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я «Патетическая» симфония, 1893)
с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892; опера «Иоланта», 1891; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887).
Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки»
Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков - продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал центральной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью.
Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и одновременно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский - один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты
«Евгений Онегин» (лирические сцены, новый тип оперы), где композитор воплотил свой идеал «интимной, но сильной драмы», и «Пиковая дама» - непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и одновременно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4-6-я) - подлинные «инструментальные драмы».
3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новый этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а также камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19-20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Москве. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-62, М., 1940- 1974, т. II, III, V―XVa, - Литературные произведения и переписка, М., 1953-76.
Лит.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1900-1902; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.
―Л., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Сб. статей, Л., 1941; Ярустовский Б., Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Кашкин Н. Д., Избр. статьи о П. И. Чайковском, М.-Л., 1954; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; Протопопов Вл., Туманина Н., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Музыкальное наследие Чайковского, М., 1958; Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Николаева Н., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1958; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр, М., 1961; её же, Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962; её же, Чайковский. Великий мастер, М., 1968; Яковлев В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, М., 1964; Альшванг А., П. И. Чайковский, 3 изд., М., 1970; Цуккерман В., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., М., 1973; Ларош Г. А., Избр. статьи, в. 2 - П. И. Чайковский, М., 1975.
В. Н. Брянцева.
П. И. Чайковский.
Чайковский - Яков Григорьевич [30.5(12.6).1901, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, - 8.7.1947, там же], сталевар, зачинатель стахановского движения в металлургической промышленности. Член КПСС с 1936. В 1936 стал первым в стране варить сталь скоростным методом. 5 января 1937 сварил плавку за 4 ч 20 мин, выдав 18,6 т стали с 1 мІ пода при мощности печи 8,4 т. Чайковскому присвоено (1937) звание «Лучший сталевар Советского Союза».
С 1938 мастер, с 1939 начальник смены. С 1942 сталевар на металлургическом заводе в г. Горьком; с 1943 - на Ревдинском металлургическом заводе на Урале; в 1944-47 на заводе им. Коминтерна в Днепропетровске. Награжден орденом Ленина.
Лит.: Мазай М., Записки сталевара, М., 1940; Ерманский О. А., Стахановское движение и стахановские методы, М., 1940.
Чайковский - город областного подчинения, центр Чайковского района Пермской области РСФСР. Расположен на Боткинском водохранилище. Ж.-д. станция (Сайгатка) в 260 км к Ю.-З. от Перми. 64 тыс. жит. (1977). Возник в 1955 как посёлок в связи со строительством Боткинской ГЭС (с 1962 город). Назван именем великого русского композитора П. И. Чайковского. В Чайковском - комбинат шёлковых тканей, заводы
«Стройдеталь» и ремонтно-механический, сплавной рейд, лесозавод, ремонтно-эксплуатационная база речного пароходства; мясокомбинат и молокозавод. Строится (1978) завод синтетического каучука; ТЭЦ. Филиал Пермского политехнического института, политехникум лёгкой промышленности, медицинское и музыкальное училища. Краеведческий музей. Картинная галерея.

Чайковская    Чайковский    Чайковцы