Джаты

Джаты в Энциклопедическом словаре:
Джаты - группа племен, в начале н. э. населявших западные районы Пенджаба,позднее составивших этническую основу панджабцев и вошедших в общинусикхов. В Индии джаты образуют земледельческую касту. Известны крупныевосстания джатов в 17-18 вв. Современные джаты живут на севере Индии и вПакистане. 10 тыс. человек (1992).

Значение слова Джаты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Джаты (англ. Jats, Jauts, араб. Zath) — племя, живущее в Белуджистане, Пенджабе, северо-западных провинциях, Бенгалии, Гайдерабаде и др. Они составляют также главное население нескольких мелких государств раджпутов. В числе 4½ млн., они представляют большое разнообразие, смотря по месту жительства; одни из них почти черные, другие цветом лица мало отличаются от раджпутов; одни стоят на очень низкой степени развития (например пастухи в пустынях Тара), другие имеют живой ум и осмысленные черты лица. В местностях, где господствуют мусульмане, они приняли ислам, в других принадлежат к разным индусским сектам. Все, однако, джатское население, взятое в целом, ясно представляет одни и те же этнические черты и может быть причислено к арийской расе. Некоторые ученые считают Д. остатком индоскифов (" Сака" индусов и персов), наводнивших около 126 г. до Р. X. Ново-Бактрийское царство, разрушивших его около 90 г. (см. Бактриана) и основавших индоскифское царство по течению Инда. Д. отожествляются также с гетами, или массагетами, древних и считаются некоторыми даже в родстве с ютами Ютландии. Уже в 57 г. до Р. X. индийский царь Викрамадитиа вытеснил Д. из Пенджаба; позже они жили в горах на З Индии, где они и теперь еще населяют вос. Белуджистан, занимаясь преимущественно земледелием. Побежденные в 1026 г. Махмудом Газневидским, почти совсем истребленные в Пенджабе Тимуром (в конце XIV в.), Д. упорно отстаивали свою независимость и доставляли много хлопот великим моголам. Последние должны были разрешить им поселиться в Доабе, между Гангом и Джамной; отсюда Д. сильно распространили свое могущество во время смут, последовавших за смертью Ауренг-Зеба (1707). В большой битве при Панипате (1761) они изменой содействовали поражению магаратов и получили в награду г. Агру. В это время они основали особое государство Бгуртпур (см.), под управлением собственных раджей. Из других вассальных государств Индии, находящихся в руках Д., самое значительное — Дголпур (Dholpur — 3106 кв. км, 250000 жит.), к Ю от Агры, где хотя Д. всего около 4000, но династия джатская. Особенно много Д. в Раджпутане и Пенджабе, где они составляют около 1/5 населения. Д. хорошо сложены, храбры, воинственным духом не уступают раджпутам; из их среды вышли неустрашимые сейки, упорно оспаривавшие у англичан обладание северо-западным Индостаном. Каст у них нет; последователи браманизма относятся к ним с презрением и причисляют их всех к касте судра. Ср. Schlagintweit, "Indien" (1881).

Определение слова «Джаты» по БСЭ:
Джаты - крупная группа племён, в начале н. э. населявших западные районы Пенджаба и говоривших на западно-панджабских диалектах. Позднее Д. широко распространились по Северной Индии. Составили этническую основу панджабцев и вошли в общину сикхов. В Индии значительная часть Д. превратилась в крупную одноимённую земледельческую касту (в этом значении термин «Д.» обычно упоминается в литературе и переписях населения).
В средние века Д. составляли слой полноправных общинников, имели военные навыки, в частности привлекались в качестве наёмников в войска делийских султанов и могольских падишахов. В конце 17 в. Д. поднялись на борьбу против гнёта Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и феодализировавшаяся общинная верхушка Д., стремившаяся занять место могольской знати в феодальной эксплуатации джатского крестьянства. Первое восстание (1669) было в округе Матхура, вождь - Гокла. Второе (1672) - в округе Нарнаул. В нём активно участвовали сектанты сатнами
(«доброе имя»), включавшие общинных слуг, ремесленников из низших каст. Повстанцы захватили Нарнаул и ряд др. городов, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками. Третье восстание (1686-91) - под руководством деревенского старшины Раджи Рама; повстанцы утвердили свою власть на большой территории по правому берегу р. Джамна. Борьба Д. против Моголов продолжалась и в 18 в. К середине 18 в. сложилось самостоятельное джатское княжество. Наиболее сильным оно было при Сурадж Мале. В 1763 распалось, от него осталось небольшое княжество Бхаратпур.
Современные Д. живут на севере Республики Индия и в Пакистане. Общая численность - несколько млн. чел. (точных данных нет). В Индии большинство Д. говорит на панджаби и северных диалектах хиндустани, исповедует индуизм и сикхизм. В Пакистане Д. говорят на панджаби и на своих диалектах (джатки, хиндки и др.), исповедуют главным образом ислам и не признают кастовых различий. Многие группы пакистанских Д. занимаются скотоводством. Но независимо от рода занятий, религиозной и кастовой принадлежности все Д. сохраняют сознание их прежней этнической общности.
Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Рейснер И. М., Народные движения в Индии и XVII-XVIII вв., М., 1961, Гл. 6.
К. З. Ашрафян, М. К. Кудрявцев.

Джатра    Джаты    Джафна