Дмитриевский Собор

Дмитриевский Собор в Энциклопедическом словаре:
Дмитриевский Собор - во Владимире - памятник русской архитектуры. Построен в1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строгопродуманные тектоника и пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилиефасадных скульптурных украшений придают собору величественность иторжественную парадность.

Значение слова Дмитриевский Собор по словарю Брокгауза и Ефрона:
Дмитриевский собор — в городе Владимире-на-Клязме, один из замечательнейших памятников владимирско-суздальской ветви древнерусского зодчества, как по своей красоте, так и по относительно хорошей сохранности. Он сооружен в 1197 г. вел. кн. Всеволодом III в ознаменование рождения у него сына, Димитрия, и посвящен св. Димитрию Солунскому. Новопостроенная церковь была придворной и соединялась с великокняжескими палатами переходом, ведущим на ее хоры (остатки которого были уничтожены при реставрации собора в 1834-1835 гг.). Строителями собора были приезжие из северной Италии греческие мастера, под руководством которых работали местные, владимирские каменщики, славившиеся в ту пору своим искусством. И те, и другие, видимо, приложили все старание к тому, чтобы угодить вел. князю, желавшему придать своему домовому храму возможное изящество. Д. собор очень невелик по размеру; подобно другим владимирским и суздальским церквям XII ст. (Успенскому собору в Суздале, Покрову-на-Нерли, Богородице-Рождественской церкви в Боголюбове и пр.), он представляет чисто византийский тип храма, с продолговатым четырехугольником в плане, тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны и одной главой над своей срединой; но многие детали его внешности сильно отзываются западным (романским) влиянием. Каждый из трех фасадов (западный, северный и южный) разделен на три части посредством длинных и тонких колонок, выступающих из стены, на половине высоты стен идет по фасадам карниз, состоящий из колонок, подпираемых небольшими кронштейнами и поддерживающих арочки с несколько приподнятым центром. Между колонками карниза помещены рельефные, тесанные из камня изображения святых в сидячей позе и орнаменты, представляющие разных зверей и птиц на изгибающихся и вьющихся ветвях. Фигуры эти, равно как и украшающие кронштейны, имеют много сходства с заставками и виньетками византийских и древнерусских рукописей; однако между ними есть и такие, которые отмечены, очевидно, романским характером. Точно такой же карниз проходит на апсидах, под крышей, с той разницей, что здесь, через каждые две короткие колонки, подпертые кронштейнами, одна, длинная, спускается вниз, до самой земли. На переднем и боковых фасадах, в каждом из трех компартиментов, на которые они разделены, находится по длинному и узкому окну с округленным верхом, а все поле компартиментов усеяно рельефными фигурами, подобными помещенным между колонками карниза. В средней части каждого фасада внизу проделана дверь, имеющая форму арки и обрамленная колонками и покоящимися на них рельефно украшенными дугами, совершенно в роде романских порталов. Верх стены фасада образуют три арки, одетые непосредственно крышей, которая, вообще, изгибается сообразно кривизне прикрываемых ею сводов здания. Высокий барабан главы убран арочками на тонких и длинных колонках и снабжен такими же окнами, простенки между которыми заняты рельефным орнаментом того же характера, как скульптурные украшения и в прочих местах, но превосходящим эти последние в отношении рисунка и исполнения. Крыша купола принадлежит позднейшему времени, хотя ее форма и встречается на рисунках XII в.; ее нельзя назвать византийской, но она все-таки ближе подходит к полусферической форме византийских глав, чем к маковкам в виде луковиц, усвоенным впоследствии русским церковным зодчеством. Гармоничность пропорций собора, вместе с обилием и своеобразностью его внешних украшений, составляет, главным образом, его красоту; что же касается его внутренности, то она вообще походит на внутренность новгородских и афинских церквей и не представляет ничего особенно любопытного, за исключением древней настенной живописи под хорами над входом с западной стороны. Здесь был изображен "Страшный суд", от которого уцелели довольно значительные фрагменты. В особенности мило и наивно представлены Богоматерь, сидящая на престоле между двумя коленопреклоненными ангелами, а также три ветхозаветных патриарха: Авраам, держащий на своем лоне бедного Лазаря, и по бокам от него Исаак и Иаков, окруженные душами праведников. После татарского нашествия Д. собор неоднократно подвергался опустошениям и пожарам, был потом обезображен разными пристройками и, наконец, по повелению императора Николая I, в 1835 г., восстановлен в своем первоначальном виде. А. С-в.

Определение «Дмитриевский Собор» по БСЭ:
Дмитриевский собор - во Владимире, памятник русской архитектуры, одно из лучших произведений владимиро-суздальской школы. Был построен в 1194-97 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца.
В архитектуре Д. с. нашёл воплощение тип одноглавого 4-столпного храма. Строго продуманный тектонический и пропорциональный строй, обилие фасадных скульптурных украшений, воспринимающихся как узор, придают собору величественность и торжественную парадность. В интерьере - остатки фресковой росписи 12 в.
(«Страшный суд» работы русских и византийских мастеров).
Лит.: Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской, М., 1967, с. 67-86.
Владимир. Дмитриевский собор. Фрагмент аркатурного пояса.

Владимир. Дмитриевский собор. 1194-97.

Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.

Дмитриевский    Дмитриевский Собор    Дмитрий Донской (1350-89)