Франкфуртская Школа

Франкфуртская Школа в Энциклопедическом словаре:
Франкфуртская Школа - в немецкой философии и социологии 20 в. - возникла внач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований воФранкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 вСША), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э.Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической ''критическойтеории общества'' пыталась сочетать элементы критического подхода кбуржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З.Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к еераспаду в нач. 70-х гг.

Определение «Франкфуртская Школа» по БСЭ:
Франкфуртская школа - направление в немецкой философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30-40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 М. Хоркхаймером института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934-39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов, - в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 - в США при Колумбийском университете, с 1949 в ФРГ - во Франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Главные представители - Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Основной орган - журнал «Zeitschrift fьr Sozialforschung».
В развитой в 1930-е гг. философско-социологической «критической теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) Ф. ш. пыталась сочетать элементы критического подхода К. Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие
«рационализации» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутренних противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности -
«массовой культуры» и «массового общества» 20 в. («Диалектика просвещения» Хоркхаймера и Адорно, 1948). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематическую
«отрицательную диалектику»; одно из центральных мест занимает проблематика отчуждения.
Послевоенный период характерен углублением противоречий среди представителей Ф. ш., отразившимся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950-60-е гг.), в отходе многих молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело по существу к распаду школы в начале 70-х гг. Ф. ш. оказала значительное влияние на развитие немарксистской социальной и философской мысли в ФРГ и США и на теоретическое оформление идеологии т. н.
«новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).
Лит.: Социальная философия франкфуртской школы, М., 1975; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M., 1970; Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970.

Франкфуртер Альгемайне    Франкфуртская Школа    Франкфуртский Мирный Договор 1871