Грязе-Царицынская железная дорога
Значение слова Грязе-Царицынская железная дорога по словарю Брокгауза и Ефрона:
Грязе-Царицынская железная дорога — разделяется на 3 участка, по которым ведется особое счетоводство. Первый участок — от Грязей до Борисоглебска (первоначально одна из земских жел. дор., Г.-Борисоглебская). Второй участок от Борисоглебска до Царицына, с ветвью в Урюпино, построен позже и вместе с первым составляет часть большой линии Рига и Либава — Царицын, соединяющей балтийское поморье с берегами нижней Волги. Третий участок, соединяющий Царицын на Волге с Калачом на Дону, имеет совершенно особое торговое значение и очень мало общего с первыми двумя участками. Это бывшая Волго-Донская жел. дор., лишь впоследствии соединенная с Г.-Царицынской.
Длина участков | Верст |
I | 199 |
II | 367 |
То же, ветвь на Урюпино | 33 |
III (Волго-Донская) | 74 |
Всего | 673 |
Помимо хлебных грузов,
первые два участка Г.-Царицынской жел. дор. имеют еще два, которые играют на них большую роль, чем на какой-либо
другой русской
железной дор.: рыба и
нефть. Рыбы провозится
много потому, что Царицын —
ближайший железнодорожный
пункт к низовьям Волги и Урала с их громадными рыбными ловлями, а
перевозка нефти приняла большие размеры с того времени, как у нас стали
вводиться суда— и вагоны-цистерны. В Царицыне нефть перекачивается с волжских
барок в вагоны-цистерны и идет во всю среднюю Россию к югу от Москвы, в Западный край и прибалтийские
губернии. Довольно
важный груз
также — соль. По 3-му участку главные грузы идут от Волги к Дону, и
самый важный из них — лес в разных видах. Благодаря
перевозке в
область Дона Царицынская
лесная пристань — самая большая на Волге.
Волок между Волгой и Доном так узок, что торговое
движение установилось
здесь давно; но до конца 50-х годов
товары обыкновенно перевозились от
посада Дубовки на Волге в Качалинскую станицу на Дону.
Впоследствии была построена железноконная дорога между этими двумя пунктами, в
конце 50-х годов замененная
паровой железной
дорогой между Царицыном и Калачом. Лет 10
после постройки она давала мало дохода, и большая часть грузов между Доном и Волгой
по-прежнему перевозилась на воловьих фурах. В
настоящее время условия изменились к выгоде дороги, и
почти все грузы перевозятся ею. Лес с Волги идет,
кроме третьего участка, и на
второй, а
отчасти даже на
первый, так как вся дорога проходит по
местности, очень бедной
лесом. Г.-Царицынская ж. д. — одна из тех, на которых
решительно преобладает перевозка грузов малой скорости и, несмотря на довольно дешевые
тарифы, выручка с пассажиров составляет с небольшим 7% выручки с грузов малой скорости,
тогда как, напр., на Двинско-Витебской жел. дор. выручка с пассажиров составляет 20% выручки с товаров малой скорости. Г.-Царицынская жел. дор. способствовала
расширению хлебопашества в степях.
Выручка ее
сильно колеблется в
зависимости от урожая и
требования хлеба за границу.
Неурожай 1891 г. вызвал даже движение хлеба в обратную сторону, т. е. от Грязей к Царицыну; то же самое
явление было после
неурожая 1880 г.
Состояние основных капиталов
Первоначальная величина капитала | мет. | 37540751 |
кред. | 9716988 |
Гарантированный по ним доход | мет. | 1167382 |
кред. | 580269 |
К 1 января 1892 г. оставалось непогашенного капитала в
металл. рубл.:
акционерного | 20591500 |
облигационного | 15586321 |
Валовой доход
Сумма | 8827322 |
На версту дороги | 12540 |
Чистый доход
Сумма | 4429121 |
На версту дороги | 6292 |
% от валового дохода | 50 |
Движение и выручка: Число перевезенных платных пассажиров | 399283 |
Средний пробег одного платного пассажира | 140 верст |
Общая выручка с перевоз. всех платн. пассажиров | 546743 |
Общая выруч. со всех груз. большой скорости | 686549 |
Общее колич. пуд. груз., перевез. по тариф. мал. скор. попудно и повагонно | 99815692 |
В том числе перевез. в сторону наибольш. движ. | 65014575 |
Общее количество пудо-верст, пройд. грузами малой скор. | 29313384815 |
Средний пробег одного пуда груза малой скор. вообще | 294 версты |
Общая выруч. с перев. груз. мал. скор. попуд. и повагон. | 6875848 |
Сведения о движении грузов (в тыс. пуд.):
| 1882 г. | 1887 г. | 1890 г. | 1891 г. |
Всех I уч. | 49244 | 60581 | 69013 | 66867 |
Всех II уч. | 38399 | 48038 | 57359 | 57807 |
Всех III уч. | - | 34372 | 41548 | 46743 |
Хлебных грузов I уч. | 9243 | 18847 | 17668 | 13196 |
Хлебных грузов II уч. | 5589 | 5010 | 10796 | 8378 |
Леса III уч | - | 11903 | 21150 | 23211 |
Груз с Волги по I и II уч.:Нефтяных продуктов | 8746 | 17540 | 18805 | 18962 |
Рыбы | 9372 | 11018 | 10546 | 10854 |
Леса | 978 | 309 | 641 | 1140 |
Соли | 4272 | 2650 | 3098 | 3425 |
Арбузов | 314 | 215 | 151 | 114 |
Быстро возрастают нефтяные грузы,
остальные почти не растут, а последние 3 товара подвержены большим колебаниям.
Главными станциями в 1891 г.
отправлено грузов (в тыс. пуд.).
| К Грязям | К Царицыну |
Борисоглебская | 6770 | 520 |
Урюпино | 2173 | 424 |
Царицын-город | 3266 | - |
| К Дону |
Царицын-Соляная и Волжская | 33701 | 27656 |
| К Волге |
Донская | - | 5811 |
А. Воейков.
Грядил
Грязе-Царицынская железная дорога
Грязевы