Главный Педагогический Институт

Главный Педагогический Институт в Энциклопедическом словаре:
Главный Педагогический Институт - государственное высшее педагогическоеучебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизованв Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновьоткрыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних ивысших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 ''второй разряд'' институтаготовил учителей уездных и приходских училищ.

Значение слова Главный Педагогический Институт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Главный педагогический институт — В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов гл. нар. учил. (см.), греческий яз., делился на два разряда: 1) математических и 2) исторических наук. В течение 15-летнего существования семинария приготовила 275 учителей. В 1804 г. она получила новый устав и наименование Педагогического института. Институт находился в непосредственном ведении попечителя округа и управлялся особым директором и его помощником-смотрителем. Дела по учебной части решались в конференции из профессоров, под председательством директора. Преподавались следующие предметы: 1) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение. В 1806 г. к ним прибавлены права естественное и публичное, а в 1811 г. — закон Божий, права уголовное и римское и греческая словесность. Учение в Институте по уставу продолжалось три года, но, за малоуспешностью учащихся, затягивалось и до шести (например в 1811—1817 гг.). Лучшие из окончивших курс отправлялись за казенный счет за границу, для приготовления к профессорской деятельности. 23 декабря 1816 года Педагогический институт получил название Главного Педагогического института и устав, устанавливавший новый курс преподавания, шестилетний. В первые два года проходили предварительный курс наук: 1) логики и метафизики; 2) чистой и высшей математики; 3) всеобщей и математич. географии; 4) физики; 5) всеобщей истории; 6) древней географии; 7) мифологии и древностей; 8) риторики; 9) грамматики и словесности яз. русского, латинского, немецкого и французского, а также искусств: гражданской архитектуры, рисования, черчения, музыки и фехтования. В следующем курсе высших наук (3 года) были факультеты: 1) наук философских и юридических, 2) физических и математических и 3) исторических и словесных. Последний год учения в Г. педагогическом институте посвящался собственно педагогии. Студенты (около 100) были казеннокоштные, большей частью из духовных семинарий. В правах учащих и учащихся Институт сравнен с университетами. В 1817 г. при Институте был открыт "для образования благородного юношества" Благородный пансион, подобный тому, который находился при Московском университете: для него был установлен особый 4-летний курс. Пансионеров было ок. 100; плата ежегодная с каждого — 1500 р. ассигн. Пансион существовал до 1830 г., когда был преобразован в первую гимназию. Одновременно с Пансионом был открыт в Институте второй разряд, для приготовления учителей в средние учебные заведения, с 4-летним курсом; он закрыт в 1822 г. 8 февраля 1819 г. Г. педагогический институт был преобразован в СПб. университет, и возобновлен только в 1828 г., с тем же уставом. С этого года он существовал до 1859 г., когда был окончательно закрыт. За 30-летнее существование Инст. находился под управлением только двух директоров: Миддендорфа и Давыдова. При первом (до 1846 г.) восстановлен прежний второй разряд (1838) и открыт еще приготовительный курс (1832). Давыдов, желая поднять научную сторону образования студентов, достиг упразднения второго разряда, приготовительного курса и юридического факультета (1848) и ввел следующие перемены: в предварительном курсе метафизика замещалась психологией, риторика — теорией прозы и поэзии; исключались математическая и древняя география и вводились языки русский и церковно-славянский. В курсе высших наук оба факультета, историко-филологический и физико-математический, делились на два отделения, с двухгодичным курсом каждое. Полный курс учения по-прежнему был 6-летний, пока в 1849 г. Давыдову не удалось выхлопотать сокращения курса в Инст. до 4 лет, наравне с унив. В 1852 г. старший курс физико-математического отделения инст. разделен на два отделения: наук математических и естественных. В 1854 г. последовало подобное же разделение историко-филологического факультета на два отделения: чисто филологическое и историческое. Тогда же включены в последнее отделение — дипломатия и общенародное право; преподавание педагогики отнесено к младшим курсам, и в обоих фак. вместо 2 двухлетних курсов установлено 4 однолетних. Несмотря на широкие служебные права и уменьшение требований при вступительном экзамене, число студентов все уменьшалось; из последних пяти выпусков только два лица поступили в высшие учебные заведения. Польза Инстит. далеко не соответствовала его стоимости. Еще в 1856 г. стали говорить о его закрытии и в печати, и в самом министерстве просвещения; окончательно решено оно было в 1858 г. Выпуск в июне 1859 г. был последним. Взамен Инст. учреждены с 1860 г. педагогические курсы при университетах. Из Г. педагогического института вышел целый ряд весьма видных деятелей науки и литературы — профессор Н. М. Благовещенский, профессор Васильевский, недавний министр финансов Вышнеградский, его брат — основатель женских гимназий Ник. Вышнеградский, Добролюбов, профессор Иванишев, Е. П. Карнович, профессор Менделеев, профессор Д. И. Мейер, Н. Н. Страхов, Ходнев и многие др. За последние 30 лет своего существования институт выпустил преподавателей в высшие учебные заведения — 42, в средние — 377 и в низшие — 261. Ср. Смирнов, "Краткое историческое обозрение 25-летия Главн. педагог. инст. с 1828—53 г." ("Ж. М. Н. Пр.", часть LXXXI, 3); "25-летие Главн. педагог. инст." (СПб., 1853); Лоренц, "О цели основания Инст." ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XCI); Добролюбов, "Соч. т. I"; "Краткое историч. обозр. действий Главн. педагог. инст. 1828—59 г." (СПб., 1859); "Материалы по вопросу о приготовлении учителей" ("Журн. М. Н. Пр.", ч. CXXVI, 4); С. А. Венгеров, "Критико-биографич. Словарь" (т. III, статья о Н. М. Благовещенском). В. Рудаков.

Определение «Главный Педагогический Институт» по БСЭ:
Главный педагогический институт - высшее педагогическое закрытое учебное заведение, учрежденное по уставу 23 декабря 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16). Задачей Г. п. и. была подготовка учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и пансионов, а также профессоров и преподавателей вузов. Имел 6-летний курс обучения; в институте было 3 отделения - философских и юридических наук; физических и математических наук; исторических и словесных наук. Г. п. и. выпуска не имел, и все студенты были переведены в Петербургский университет (1819).
После 10-летнего перерыва, в течение которого в России не было специального высшего педагогического учреждения и подготовка учителей происходила в университетах, по уставу 30 сентября 1828 был вновь учрежден Г. п. и. институт имел три отделения - философских и юридических наук; математических и физических наук; исторических и словесных наук. В августе 1849 курс был сокращён до 4 лет и ограничен двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим.
Для подготовки учителей низших уездных и приходских училищ 12 декабря 1838 в виде особого отделения при Г. п. и. был учрежден «второй разряд», ставший постоянным местом практики студентов Г. п. и. (указом 26 июля 1847 он был упразднён).
Состав студентов Г. п. и. (всего 100 чел.) комплектовался из разночинцев, преимущественно воспитанников духовных семинарий. Студенты принимались на казенное содержание и обеспечивались общежитием, для них были введены строгий режим и мелочная регламентация поведения. Г. п. и. должен был выпускать преподавателей, преданных самодержавию и православию. Реакционный дух насаждался особенно с 1846, когда директором был назначен И. И. Давыдов. Реакции противостояли прогрессивные устремления некоторых профессоров, выдающихся учёных, оказывавших большое влияние на студентов (например, филологи И. И. Срезневский и Н. М. Благовещенский, математик М. В. Остроградский, химик А. А. Воскресенский, ботаник И. О. Шиховский и др.).
В числе окончивших курс Г. п. и. были: Н. А. Добролюбов, Д. И. Менделеев и ряд выдающихся профессоров и учителей: Н. С. Будаев (математик), Н. А. Вышнеградский (педагог), К. Д. Краевич (физик) и др. Всего за 11 выпусков Г. п. и. подготовил 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями вузов, 377 - учителями средних школ, 262 - учителями начальных школ. По постановлению 15 ноября 1858 Г. п. и. был закрыт (фактически прекратил существование с 1859).

Главный Маршал    Главный Педагогический Институт    Главный Распорядитель Кредитов