Гомофония

Гомофония в Энциклопедическом словаре:
Гомофония - (от гомо... и греч. phone - звук - голос), вид многоголосия вмузыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, иподчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент.

Значение слова Гомофония по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гомофония (греч.) — у греков Г. называлось совокупное пение в унисон или октаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, при котором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса — гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г. — полифония (т. е. многоголосие), при которой все голоса в музыкальном сочинении имеют равно самостоятельное мелодическое значение. В настоящее время к гомофоническим музыкальным формам относятся все те, в которых один из голосов имеет преобладающее значение, как то: формы песни, рондо, сонатная и пр. К полифоническим относятся формы фигурованного хорала, имитации, канона, фуги и пр.

Определение слова «Гомофония» по БСЭ:
Гомофония (от греч. hуmos - одинаковый и phone - звук; буквально - одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г., подготовленный гуманистическими идеями эпохи Возрождения, относится к 17-19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, который может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых музыкальных жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в современном значении этого термина. Развитие Г. в 17-19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600- 1750) часто определяют как период Генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель). 1-я половина (1750-1825) второго периода (1750-1900) отмечена обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные
«сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематической значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В начале 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за которым связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.).
Ю.Н. Холопов.

Гомофобия    Гомофония    Гомперц