ХЛУП

Значение слова ХЛУП по словарю Ушакова:
ХЛУП, хлупа, м., и ХЛУПЬ, хлупи, ж. (спец., обл.). Кончик крестца у птиц. К отлету своему старые кроншнепы до того разжиреют, что вся хлупь покрывается салом. С. Аксаков.

Значение слова ХЛУП по словарю Даля:
Хлуп
м. редко хлупь ж. кончик крестца у птицы, хвостец, куприк, кардинальский кусочек. Хлуповые перья, хвостовые. Глуп как хлуп. Хлупать глазами, хлопать, таращить в недоумении; хлупалы пск. бельмы, буркалы, баньки, торочки, талы, шары. | Снег хлупнул сиб. выпал вдруг сильно, глубоко.

Определение слова «ХЛУП» по БСЭ:
Хлуп (Chlup)
Отокар (31.8.1875, Босковице, Моравия, - 14.5.1965, Прага), чешский педагог, профессор Пражского университета (с 1953), академик АН ЧССР (1952). Член Коммунистической партии Чехословакии с 1921. Окончил философского факультет Пражского университета, где, кроме философии, изучал педагогику и психологию. Его научные труды начала 20 в. посвящены педагогической психологии моральному и психологическому развитию детей. В 1919-22 преподавал педагогику на философском факультете Пражского университета, в 1922-39 профессор педагогики университета в Брно. В 20-30-е гг. научная деятельность Х. связана с борьбой за демократизацию школы, за развитие педагогики на основе марксистской методологии. С этих позиций он подвергал критике организацию школьного дела в буржуазной республике и освещал основное направление работы
«школы будущего» - школы социалистической Чехословакии, разрабатывал теоретические проблемы профессиональной подготовки учителей. Х. вскрыл несостоятельность распространявшегося в Чехословакии буржуазно-педагогического реформизма, основанного на Педоцентризме, американских биологизаторских концепциях воспитания (см. Э. Торндайк, Бихевиоризм) и прагматистской педагогике (см. Дж. Дьюи), чуждых марксизму, интересам рабочего класса и национальному прогрессу страны. Позиция Х. находила живой отклик прогрессивной части учительства, прежде всего группировавшейся вокруг Социалистического объединения учителей.
После освобождения в 1945 Чехословакии от фашистских захватчиков Х. - активный участник создания социалистической педагогики, разрабатывает теоретические основы школьной системы, высшего педагогического образования. По его инициативе в 1946 были открыты педагогические факультеты в университетах, сам он стал первым деканом такого факультета в Пражском университете и читал курс педагогики на педагогическом факультете университета в Брно. В 1953 организатор и руководитель кафедры педагогики Пражского университета, в 1954 создал при АН ЧССР кабинет педагогических наук, преобразованный в институт педагогики Я. А. Коменского, который возглавлял до 1960.
Соч.: Středoškolskadidaktikб, Brno, 1935; Pedagogickб čteni, Praha, 1957; Několik statн k zбkladnimu ucivu, Praha, 1958; Z teorie vэchovy a vyucovбnн, Praha, 1962; Pedagogika, 2 vyd., Praha, 1965; Cesta k socialstick
й škole, Praha, 1965; в рус. пер. - Избр. педагогические соч., М., 1966 (лит.).
Лит.: Otokar Chiup. Sbornнk praci venovany 80 narozeninam, Praha, 1955.

ХЛОРОФОРМИРОВАННЫЙ    ХЛУП    ХЛЫСНУТЫЙ