Эвдемонизм

Значение слова Эвдемонизм по Ефремовой:
Эвдемонизм - Направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.

Эвдемонизм в Энциклопедическом словаре:
Эвдемонизм - этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч.eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принциповдревнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутреннейсвободы личности, ее независимости от внешнего мира.

Значение слова Эвдемонизм по Религиозному словарю:
Эвдемонизм - Этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древнегреческой этики.

Значение слова Эвдемонизм по словарю Ушакова:
ЭВДЕМОНИЗМ, эвдемонизма, мн. нет, м. (от греч. eudaimonia - блаженство) (филос.). Идеалистическое этическое учение, считающее целью жизни стремление человека к личному счастью, благополучию.

Определение слова «Эвдемонизм» по БСЭ:
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство)
античный принцип жизнепонимания, позднее в этике - принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому Счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Э. является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира.
Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с Гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели.
Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Б. Спиноза, который с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства
(«интеллектуальная любовь к богу», amor dei intellectualis).
Французские материалисты (К. А. Гельвеций, П. Гольбах и др.) придали понятию счастья откровенно гедонистический характер; в Э. получили преобладание натуралистические мотивы, что особенно характерно для английского Утилитаризма.
Т. А. Кузьмина.

Эвглена    Эвдемонизм    Эвдемонист