Гельвеций

Гельвеций в Энциклопедическом словаре:
Гельвеций - (Helvetius) Клод Адриан (1715-71) - французский философ.Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве,мышление и ощущение - свойства материи. В то же время считал сознание истрасти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонникучения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытноепроисхождение нравственных представлений, их обусловленность интересамииндивида. Основные сочинения: ''Об уме'' (1758), ''О человеке'' (1773,посмертно).

Определение слова «Гельвеций» по БСЭ:
Гельвеций (Helvйtius)
Клод Адриан (31.1.1715, Париж, - 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 посвятил себя научным занятиям. Одно из главных соч. Г. -
«Об уме» (1758; рус. пер. 1917, 1938) - было запрещено и сожжено.
Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, что мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её наиболее сложные образования; Г. одним из первых среди французских материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания английского философа Дж. Локка, придав его сенсуализму открыто материалистический характер; Г. был противником Агностицизма. Подверг резкой критике идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души; однако не вышел за пределы метафизического мышления, оставив нерешенной проблему самодвижения, абсолютизируя значение законов механики, сводя мышление к его чувственной основе.
Критик теологического воззрения на общественную жизнь, Г. объяснял её без помощи сверхъестественных сил, не выходя, однако, за пределы идеалистического понимания истории. Г. начинал изучение общественных явлений с изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Г. критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в которой они воспитывались. Подвергнув критике религиозную и спиритуалистическую этику, основанную на признании врождённости моральных чувств и представлений, Г. доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. пытался сочетать с общественным интересом, который в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.
Г. выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений и феодальной собственности. Считая республиканскую форму правления непригодной для больших государств, он был сторонником просвещённого абсолютизма, в понятие которого вкладывал буржуазно-демократическое содержание.
Деятельность Г. сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.
Соч.: Œuvres complиtes, v. 1-14, P., 1795; в рус. пер. - Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.
Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвеций - выдающийся французский философ-материалист 18 в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim A., Helv
йtius, sa vie et son œuvre. P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954.
Х. Н. Момджян.
К. А. Гельвеций.

Гельветы    Гельвеций    Гельвеция