Новалис

Новалис в Энциклопедическом словаре:
Новалис - (Novalis) (наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг - Hardenberg)(1772-1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружкаромантиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизмаприроды, полярности и взаимоперехода всех вещей (''магический идеализм'').Философские фрагменты, лирический цикл ''Гимны к ночи'' (1800), ''Духовныепесни'', незаконченный роман ''Генрих фон Офтердинген'' (опубликован 1802).

Значение слова Новалис по словарю Брокгауза и Ефрона:
Новалис — см. Гарденберг.

Определение слова «Новалис» по БСЭ:
Новалис (Novalis)
[псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, - 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего Романтизма в Германии (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние
«наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезис - утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»).
Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики, особенно Я. Бёме).
«Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле
«Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе Пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н.
«Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.
В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом
(«Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).
Соч.: Schriften, Bd 1-4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960-65; в рус. пер. - Фрагменты, М., 1914; Стихотворения, «Аполлон», 1910, № 7; Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. - Л., 1935.
Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139-48: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954; Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948; Ritter H., Der unbekannte Novalis, G
цtt., 1967; Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.
Ал. В. Михайлов.
Новалис.

Новакович    Новалис    Новара