Ода
Значение слова Ода по Ефремовой:
Ода - 1. Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. // Отдельное произведение такого жанра.
2. Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.
Значение слова Ода по Ожегову:
Ода - Торжественное стихитворение, посвещенное какому-нибудь историческому событию или герою
Ода в Энциклопедическом словаре:
Ода - Нобунага (1534-82) - японский полководец, первый из трех объединителей(Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегунаиз дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.
(от
греч. ode - песня) -
жанр лирической поэзии и музыки;торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песняода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв.
жанр высокой лирики(напр.,
Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в.
также вокально-инструментальноемузыкальное
произведение, написанное по поводу определенных событий,прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чистоинструментальные оды.
Значение слова Ода по словарю Ушакова:
ОДА
оды, ж. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.
Значение слова Ода по словарю Даля:
Ода
ж. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.
Определение слова «Ода» по БСЭ:
Ода - Нобунага (1534-1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными князьями. В 1568 вступил в г. Киото, являвшийся резиденцией сёгунов и официальной столицей Японии. В 1573 низложил последнего сёгуна из дома Асикага. К 1582 объединил под своей властью не менее трети страны. Боролся с буддийским духовенством, выступавшим против централизации государства и действовавшим в союзе с враждебными князьями. С 1570 вёл кровопролитную борьбу во многих провинциях с сектой икко, под знаменем которой выступали широкие народные массы (т. н. икко-икки - восстания секты икко). С целью укрепления феодальных порядков О. начал кадровую перепись земель, уничтожил внутренние заставы, учредил единую денежную единицу, вёл строительство дорог. Был убит одним из своих ближайших сподвижников Мицухидэ Акэти.
Лит.: Жуков Е М История Японии М., 1939 гл. 3 § 1. Очерки новой истории Японии, М., 1958, с. 11-25; Personality in Japanese history, Berk, 1970.
Ода - Ода (от греч. odē - песня)
жанр лирической поэзии и музыки. В
античности слово «О.»
сначала не имело терминелогического
значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера
(особенно песни Пиндара). В эпоху
Возрождения и
барокко (16-17 вв.) термин
«О.» вошёл в
употребление для
обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные
образцы, прежде всего на Пиндара,
отчасти на Горация (П.
Ронсар во Франции, Г.
Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж.
Драйден в Англии, Г. Р.
Векерлин в
Германии). В эпоху Классицизма (17-18 вв.) О. была канонизована как
ведущий жанр высокой лирики (Ф.
Малерб, Вольтер, Ж. Б.
Руссо, Э.
Лебрен -
Франция). Метрика и
строфика её упростились, композиционные
приёмы регламентировались
(«тихий» или «стремительный»
приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные,
торжественные («пиндарические»),
нравоучительные («горацианские»), любовные
(«анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит
впервые у В. К. Тредиаковского (1734).
Здесь борются две тенденции, одна -
более близкая традиции барокко
(требование «восторга») М. В.
Ломоносов, В. П.
Петров), другая - рационалистическая - близкая
просветительству (требование «естественности» - А. П.
Сумароков, М. М. Херасков).
В эпоху предромантизма
(конец 18 в.)
жанровые признаки О. «расшатываются»
(поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф.
Клопшток, Ф.
Гёльдерлин - Германия). В эпоху романтизма слово
«О.» уже применяется по
отношению к
стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б.
Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А.
Мандзони и др.); в России оно
тесно связано с традицией
гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева).
В 19-20 вв. жанровая
система в лирике размывается и
понятие О.
выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь
эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах
термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное
музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в
честь какого-либо
события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г.
Пёрселл, Г. Ф.
Гендель и др.), в Германии
наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л.
Бетховен, финал 9-й симфонии)
создавались и О. в виде песен с сопровождением. В
последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и
чисто инструментальные;
среди их авторов - Л.
Керубини, Ф.
Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф.
Стравинский, С. С. Прокофьев
(«Ода на
окончание войны» для 8 арф, 4
флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
М. Л.
Гаспаров (О. в поэзии).
Ода - Ода (Oda)
город на Ю. Ганы, в Восточной области 40,7 тыс. жителей (1970). Ж-д.
станция. Деревообрабатывающая
промышленность.
Од-Лот
Ода
Одавара