Прокл

Прокл в Энциклопедическом словаре:
Прокл - Синайский (5 в.) - христианский монах, подвизался в Синайскойпустыне; преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память вПравославной церкви 14 (27) января.

Определение слова «Прокл» по БСЭ:
Прокл (Prуklos)
(около 410, Константинополь, - 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы Неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. - «Первоосновы теологии» [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3 - Высокая классика, 1974],
«О богословии Платона» (последнее изд. Fr./M., 1960), комментарии к платоновским диалогам «Тимей» (v. 1-3, Lipsiae, 1903-06), «Парменид» (последнее изд. 1961) и др.
Исторические значение П. определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у П. во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, Эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, Эйдос, или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода П. анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина -
«единое», «ум» (Нус) и «душу». Так, от абсолютно непознаваемого «единого» он отделяет «единое», уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая
«уму» (расчленённости) и выделяемая П. (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации «единого» - область чисел, или «надбытийных единиц». В «уме» П. также выделял: 1) «ум» как пребывание в себе, ум мыслимый,
«интеллигибельный» - «бытие», или объект; 2) «ум» как выхождение из себя, ум мыслящий, «интеллектуальный» - субъект; 3) «ум» как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта,
«ум» как «жизнь» или «вечность», «жизнь в себе». В диалектике мифологии П. устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых её членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов- «умов».
Мир «души» у П. также триадичен: души божественные (боги «ведущие», «абсолютные» и «внутрикосмические»), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система П., будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла, И. Петрици и Николая Кузанского).
Соч.: Opera inedita, ed. V. Cousin, P., 1864.
Лит.: Rosбn L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949 (лит.); Beierwaltes W., Proklos. Grundzьge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965; Bastid P., Proclus et ie crйpuscule de la pensйe grecque, P., 1969.
А. Ф. Лосев.

Прокисший    Прокл    Прокл (412-485)