Ритуал
Значение слова Ритуал по Ефремовой:
Ритуал - 1. Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-л. религиозного акта.
2. Церемониал, выработанный обычаем, порядок совершения чего-л.
Ритуал в Энциклопедическом словаре:
Ритуал - (от лат. ritualis - обрядовый) - вид обряда, историческисложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная системадействий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурныевзаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражениемкультовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества кактрадиционно выработанный метод социального воспитания. В современномобществе сохраняется главным образом в области церемониальных формофициального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность,этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Значение слова Ритуал по словарю медицинских терминов:
ритуал (лат. ritualis обрядовый; син. символические действия) в психиатрии - простое или сложное движение или действие, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления; возникает при наличии фобий, навязчивых сомнений, других навязчивых состояний.
Значение слова Ритуал по словарю Ушакова:
РИТУАЛ, ритуала, м. (от латин. ritualis - обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-н. Ритуал приема послов. По ритуалу.
Значение слова Ритуал по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ритуал — см. Церковные обряды.
Определение слова «Ритуал» по БСЭ:
Ритуал - Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония)
вид Обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).
В древнейших религиях Р. служил главным выражением культовых отношений (ср. высказывание Энгельса о роли обрядности в дохристианских культах - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 313). В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации Р. и ритуальные средства
«драматизации» мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат «духовной» стороны (вероучения и чувства) перед Р., практически сохранение религиозных отношений в массах обеспечивается в значительной мере действием традиционных систем Р., которые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование которых изменяется в процессе секуляризации общественной жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы Р. в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества.
Р. играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет Р. на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданскую обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Ритуал - в биологии, стандартный сигнальный поведенческий акт,
используемый животными при общении друг с другом.
Обычно Р. заключается в серии характерных
телодвижений или действий,
часто сопровождаемых специфическими звуками, выделением пахучих секретов и пр. Соответствующими Р.
животные пользуются в
ответственные моменты взаимодействия: при охране индивидуального участка от конкурента,
первой встрече самца и самки, выборе
убежища для
гнезда, спаривании и пр. Каждой
такой ситуации соответствует специальный Р.
Часто Р. отличается
большой сложностью (например, брачное поведение самца
колюшки, «танцы» пчёл и др.).
Р. развились из
движений, связанных с
повседневной активностью животных - локомоторной,
кормовой и др. Под действием естественного отбора (особенно полового отбора) исходное движение преобразуется (изменяются его
скорость, амплитуда, степень координированности с другими движениями), приобретая большую
характерность и сигнальную
выразительность. В ходе этого процесса - ритуализации - могут
изменяться контуры и
окраска участков тела, наиболее
тесно связанных с движением. Р. играют важную роль в общении животных (как беспозвоночных - моллюсков, членистоногих, так и позвоночных - от рыб до млекопитающих). См.
также Этология.
Лит.:
Дарвин Ч.,
Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953;
Лоренц К.,
Эволюция ритуала в биологической и
культурной сферах, пер. с англ., «Природа», 1969, № 11, с. 42-51;
Хайнд Р.,
Поведение животных.
Синтез этологии и
сравнительной психологии, пер. с англ., М., 1975; A discussion on ritualization of behaviour in animals and man, L., 1966 (Philosophical transactions of the Royal Society of London. Ser. B., v. 251, № 772).
Е. Н.
Панов.
Риттера Хребет
Ритуал
Ритуально-Мифологическая Теория