Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Разрешения Коллективных Трудовых Споров (Часть 1)

Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Разрешения Коллективных Трудовых Споров (Часть 1) в Энциклопедическом словаре:
Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Разрешения Коллективных Трудовых Споров (Часть 1) - Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года Глава 1.Общие положения Статья 1. Задачи и сфера действия настоящего Федеральногозакона 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы -порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядокреализации права на забастовку в Российской Федерации в ходе разрешенияколлективного трудового спора. 2. Установленные настоящим Федеральнымзаконом нормы распространяются на всех работников, работодателей, а такжена объединения работников и работодателей и их полномочные органы. 3.Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи сколлективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не являетсяпредметом настоящего Федерального закона. 4. Федеральным законом можетбыть установлен иной порядок разрешения коллективных трудовых споров иограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства. Статья 2. Основные понятия 1. Коллективныйтрудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками иработодателями (далее - стороны) по поводу установления и измененияусловий труда (включая заработную плату), заключения, изменения ивыполнения коллективных договоров, соглашений по вопросамсоциально-трудовых отношений. 2. Примирительные процедуры - рассмотрениеколлективного трудового спора с целью его разрешения примирительнойкомиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. 3.Представители работников - органы профессиональных союзов и ихобъединений, уполномоченные на представительство в соответствии с ихуставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании(конференции) работников организации, филиала, представительства иуполномоченные им. 4. Представители работодателей - руководителиорганизаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации,иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей,иные уполномоченные работодателями органы. 5. Момент начала коллективноготрудового спора - день сообщения решения работодателя об отклонении всехили части требований работников или несообщение работодателем всоответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона своего решения, атакже дата составления протокола разногласий в ходе коллективныхпереговоров. 6. Забастовка - временный добровольный отказ работников отвыполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целяхразрешения коллективного трудового спора. Глава 2. Порядок разрешенияколлективного трудового спора Статья 3. Выдвижение требований работников1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. 2.Требования работников организации, филиала, представительства выдвигаютсяна собрания (конференции) работников большинством голосов. Вместе свыдвижением требований работники избирают своих полномочных представителейдля участия в разрешении коллективного трудового спора. 3. Представителиработников выдвигают требования в порядке, установленном уставом илирешением собрания (конференции) работников, образовавшего представительныйорган. 4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителямработников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижениютребований и не вправе препятствовать его проведению. 5. При выдвиженииодинаковых требований различными представителями работников они вправесформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективноготрудового спора. 6. Требования излагаются в письменной форме инаправляются работодателю. 7. Копия требований, оформленных в письменнойформе, может быть направлена в службу по урегулированию коллективныхтрудовых споров (далее - Служба). В этом случае Служба обязана проверитьполучение требований другой стороной. Статья 4. Рассмотрение требованийработников Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные емутребования работников и сообщить о своем решении представителю работниковв письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получениятребований. Статья 5. Примирительные процедуры 1. Порядок разрешенияколлективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрениеколлективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрениеколлективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовомарбитраже. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительнойкомиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия впримирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят крассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или крассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. 3. Вподдержку своих требований в ходе разрешения коллективных трудовых споровработники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации,пикетирование в соответствии с законодательством. 4. Каждая из сторон влюбой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратитьсяв Службу для уведомительной регистрации спора. 5. Ни одна из сторонколлективного трудового спора не вправе уклоняться от участия впримирительных процедурах. 6. Представители сторон, примирительнаякомиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать всепредусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшегоколлективного трудового спора. 7. Примирительные процедуры проводятся всроки, предусмотренные статьями 6 - 8 настоящего Федерального закона. Вслучае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительныхпроцедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективноготрудового спора. Статья 6. Рассмотрение коллективного трудового спорапримирительной комиссией 1. Примирительная комиссия создается в срок дотрех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора иоформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителяработников. 2. Примирительная комиссия формируется из представителейсторон на равноправной основе. Работодатель не вправе уклоняться отсоздания примирительной комиссии и участия в ее работе. 3. Работодательсоздает необходимые условия для работы примирительной комиссии. 4.Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссиейв срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. 5.Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон,оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется впорядке и сроки, которые установлены решением. 6. При недостижениисогласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительныепроцедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. 7. Принедостижении согласия по поводу использования примирительных процедурпосле рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссиейстороны должны приступить к созданию трудового арбитража. Статья 7.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника 1. Посоглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора можетбыть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы.2. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службуне достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, онназначается Службой. 3. Порядок рассмотрения коллективного трудового спорас участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонамиколлективного трудового спора. 4. Посредник имеет право запрашивать иполучать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиесяколлективного трудового спора. 5. Рассмотрение коллективного трудовогоспора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных днейс момента его приглашения (назначения) и завершается принятиемсогласованного решения в письменной форме или составлением протоколаразногласий. Статья 8. Рассмотрение коллективного трудового спора втрудовом арбитраже 1. Трудовой арбитраж представляет собой временнодействующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора,создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок непозднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективноготрудового спора примирительной комиссией или посредником. 2. Трудовойарбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числатрудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонамиколлективного трудового спора. В состав трудового арбитража не могутвходить представители сторон коллективного трудового спора. 3. Созданиетрудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляютсясоответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже сучастием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня егосоздания. 5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получаетнеобходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудовогоспора; информирует в случае необходимости органы государственной власти иорганы местного самоуправления о возможных социальных последствияхколлективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существуколлективного трудового спора. Рекомендации трудового арбитража поурегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам вписьменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если сторонызаключили соглашение в письменной форме об их выполнении. Статья 9.Гарантии работников в связи с разрешением коллективного трудового спора 1.Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на времяучастия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются отосновной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трехмесяцев в течение года. 2. Участвующие в разрешении коллективноготрудового спора представители профсоюзов, их объединений, органовобщественной самодеятельности не могут быть в период разрешенияколлективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию,переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативеадминистрации без предварительного согласия уполномочившего их напредставительство органа. Статья 10. Уклонение работодателя от участия впримирительных процедурах 1. В случае уклонения работодателя от участия всоздании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спорпередается на рассмотрение в трудовой арбитраж. 2. В случаях уклоненияработодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективноготрудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций,- если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могутприступить к проведению забастовки. Статья 11. Участие службы поурегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективныхтрудовых споров 1. Служба - государственный орган, содействующийразрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительныхпроцедур и участия в них. 2. Служба: осуществляет уведомительнуюрегистрацию коллективных трудовых споров; поверяет в случае необходимостиполномочия представителей сторон коллективного трудового спора; формируетсписок посредников и трудовых арбитров; проводит подготовку посредников итрудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовыхспоров; выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективныхтрудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; оказываетметодическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективныхтрудовых споров; организует в установленном порядке финансированиепримирительных процедур; организует работу по урегулированию коллективныхтрудовых споров во взаимодействии с представителями работников иработодателей органами государственной власти и органами местногосамоуправления. Служба действует в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовыхспоров. Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, припредъявлении удостоверения установленного образца, посещения организаций,филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовыхспоров, выявления и устранения причин, порождающих эти конфликты. Статья12. Соглашение в ходе разрешения коллективных трудовых споров Соглашение,достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора,оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу.Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективноготрудового спора. Глава 3. Осуществление права на забастовку Статья 13.Право на забастовку 1. Если примирительные процедуры не привели кразрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется отпримирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходеразрешения коллективного трудового спора, работники вправе использоватьсобрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право назабастовку. 2. В соответствии со статьей 37 Конституции РоссийскойФедерации признается право работников на забастовку как способ разрешенияколлективного трудового спора. 3. Участие в забастовке являетсядобровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу отучастия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказуот участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную,административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.4. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку ипринимать в ней участие. Статья 14. Объявление забастовки 1. Решение обобъявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работниковорганизации, филиала, представительства или профсоюзной организацией,объединением профсоюзов. 2. Собрание (конференция) работников, профсоюзнойорганизации считается правомочным, если на нем присутствовало не менеедвух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации(делегатов конференции). Решение считается принятым, если за негопроголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).3. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может бытьоднократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которойработодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем затри рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, еевозглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) всоответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. 4.О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден вписьменной форме не позднее чем за десять календарных дней. 5. В решенииоб объявлении забастовки указываются: перечень разногласий сторон,являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и времяначала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количествоучастников; наименование органа, возглавляющего забастовку, составпредставителей работников, уполномоченных на участие в примирительныхпроцедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг),выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведениязабастовки. 6. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу.Статья 15. Орган, возглавляющий забастовку 1. Забастовку возглавляетизбранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующийорган профсоюза. 2. Орган, возглавляющий забастовку, вправе созыватьсобрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию повопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов дляподготовки заключений по спорным вопросам. 3. Орган, возглавляющийзабастовку, вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовкине требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией,посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба должны бытьпредупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочихдня. 4. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием(конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонамисоглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случаепризнания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решениемсобрания (конференции). Статья 16. Обязанности сторон в ходе забастовки 1.В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешениеколлективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. 2.Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправленияи орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них мерыдля обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранностиимущества организации, филиала, представительства и физических лиц, атакже работы машин и оборудования, остановка которых представляетнепосредственную угрозу жизни и здоровью людей. 3. В организациях,филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностьюлюдей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, припроведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ(услуг). Минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторонсовместно с органом исполнительной власти или органом местногосамоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлениизабастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ(услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местногосамоуправления. 4. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг)забастовка может быть признана незаконной. Статья 17. Незаконныезабастовки 1. Забастовка при наличии коллективного трудового спораявляется незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур итребований, предусмотренных статьями 3 - 8, 12 - 16 настоящегоФедерального закона. 2. В соответствии со статьей 55 КонституцииРоссийской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальнуюугрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. 3. Являютсянезаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации,правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, -если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом очрезвычайном положении. 5. Решение о признании забастовки незаконнойпринимается верховными судами республик, краевыми, областными судами,судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономныхокругов по заявлению работодателя или прокурора. 6. Решение суда доводитсядо сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, которыйобязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законнуюсилу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратитьзабастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручениякопии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. 8. Вслучае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправеотложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся -приостановить на тот же срок. 9. В случаях, имеющих особое значение дляобеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельныхтерриторий, Президент Российской Федерации и Правительство РоссийскойФедерации вправе приостановить забастовку до решения вопросасоответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней. 10. Вслучаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии спунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спорув десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации. Статья 18.Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки1. Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качественарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора,за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящегоФедерального закона. 2. Запрещается применять к работникам, участвующим взабастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев,предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона. 3. Навремя забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются местоработы и должность. 4. Работодатель вправе не выплачивать работникамз

Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Выезда Из Российской Федерации И Въезда В Российскую Федерацию (Часть 2)    Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Разрешения Коллективных Трудовых Споров (Часть 1)    Российская Федерация Федеральный Закон О Порядке Разрешения Коллективных Трудовых Споров (Часть 2)