Сервет

Сервет в Энциклопедическом словаре:
Сервет - (Servet) Мигель (1509 или 1511-53) - испанский мыслитель, врач.Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал егофизиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергалсяпреследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов.По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.


(Servetus - Servet) Мигель ''И-ФЮНУН'' (''Serveti funun'' -''Богатство наук'') - турецкий литературный журнал, вокруг которогогруппировались писатели, создавшие т. н. ''новую литературу''. Выходил вСтамбуле в 1891-1944. Защищал западническую ориентацию.

Значение слова Сервет по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сервет (Михаил-Мигуэль Servet или Servedo) — знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась, но занятия религиозными вопросами ознакомили его со всеми тонкостями разнообразных богословских систем и теорий. Будучи 35 лет от роду, он получил довольно прибыльное место писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его переездов по Германии и по Италии, С. по личным разговорам и впечатлениям узнавал протестантство и приемы католической полемики. Первое его сочинение, "De trinitatis erroribus" (1531), изданное в немецком гор. Гагенау, направлено против догмата о троичности Божества; за Иисусом Христом он признает одну человеческую природу, а Св. Духу приписывает символическое значение. Книга возбудила против автора целую бурю в Германии и была во многих местах сожжена. Переселившись во Францию, С. занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию, ставящему С. в ряду предшественников Гарвея: он указал на то, что кровь, выходя от сердца, совершает "длинный и удивительный путь" вокруг всего тела. Впрочем, богословие занимало его мысль больше положительной науки: уже в 1532 г. появился другой его труд, "Dialogi de trinitate", в котором он развивал дальше свою полемику против учения о Троице. В конце 30-х годов С. превосходно издал сочинение Птолемея и стяжал себе этим славу географа. Проработав больше 13 лет в г. Вьенне над главным своим трудом, "Christianismi restitution", С. издал его в Лионе в 1553 г. Цель его — "восстановить христианство", которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, С. полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына Божия. Дух Св., который есть божественное дыхание, соединился с дыханием земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С., — только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католицизма С. полемизирует гораздо более яростно, чем против реформаторов; римскую церковь он называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старался доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до напечатания книги сообщил важнейшие отрывки из нее Кальвину, который донес архиепископу Вьеннскому, что автор анонимного трактата — С. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию, проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем, и обвинителем. Истощив чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что С. анабаптист, т. е. член той секты, которая незадолго до того проявила такое революционное отношение к общественному строю. С., со своей стороны, ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению. Литература. Tollin, "Das Lehrsystem Servets" (1876— 78); Willis, "Servetus and Calvin" (Лонд., 1877); Linde, "Michael Servet" (Гронинген, 1890); о физиол. изысканиях С. см. Whewell, "History of the inductive sciences" (т, III, стр. 328; есть на русс. яз.). На русск. яз.: Будрин, "Антитринитарии XVI в."; В. Михайловский, "Сервет и Кальвин"; Виппер, "Церковь и государство в Женеве в XVI в.". Евг. Тарле.

Определение слова «Сервет» по БСЭ:
Сервет (Servet)
Мигель (1509 или 1511-27.10.1553, Женева), испанский мыслитель, врач, учёный. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучал математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями «Географию» Птолемея. Высказал идею о наличии лёгочного круга кровообращения. С позиций Пантеизма выступил с резкой критикой догмата христианства о
«троичности» бога. Отрицал также учения о предопределении, о «спасении верой», обличал папство. Вступил в острую полемику по богословским вопросам с Ж. Кальвином. Подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. Свои философские и естественнонаучные взгляды изложил в анонимно изданном в 1553 труде «Восстановление христианства».
В 1553 по доносу Кальвина был арестован инквизицией в г. Вьенн (Дофине). С. удалось бежать, но по пути в Италию он был схвачен в Женеве, обвинён кальвинистами в ереси; после отказа отречься от своих взглядов С. был сожжён. В 1903 в Женеве кальвинистская церковь воздвигла в честь С. памятник.
Лит.: Будрин Е., М. Сервет и его время, Каз., 1878; Михайловский В., Сервет и Кальвин, М., 1883; Autour de М. Servet et de S. Castellion, Recueil publie, sous la dir. de B. Becker, Haarlem, 1953; Bainton R. Н., Hunted heretic. Tile life and death of М. Servetus. 1511-1553, Boston, 1960.
М. Сервет. Гравюра 2-й пол. 16 или 17 вв.

Сервелат    Сервет    Сервиз