Предопределение

Значение слова Предопределение по Ефремовой:
Предопределение - 1. Процесс действия по знач. глаг.: предопределять, предопределить.
2. Состояние по знач. глаг.: предопределяться (1), предопределиться.
3. устар. То, что предопределено, предназначено кому-л.; судьба, рок.

Предопределение в Энциклопедическом словаре:
Предопределение - в религиозных воззрениях исходящая от воли богадетерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осужденияв вечности.

Значение слова Предопределение по словарю Ушакова:
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
предопределения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. предопределить-предопределять. 2. То, что предопределено, предназначено кому-н., судьба, рок (церк., устар.).

Значение слова Предопределение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Предопределение (praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика). Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других ко злу и гибели. Это заключение не представляет особенной трудности для такой религии, которая — как (позднейший) ислам — видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее Божества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности, или смысла (Логос), и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказывается здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у апостола Павла (Римл., IX, 11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражения допускают другое толкование, которого и держались все христианские писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства (см. Пелагий), дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшего в монастырях Южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточного аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственной свободы, неосторожно признавали за ней первый шаг в деле спасения. Видя в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большей резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные пункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этих споров (см. Семипелагианство) было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. П. относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в. немецким монахом Готшальком (см.), и в XVI в. швейцарским реформатором Кальвином (см.), который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П. (ко злу). К тому же тяготели и янсенисты (см.), примыкавшие к Августину через Фому Аквинского (см.), тогда как их противники, иезуиты, подвергались упреку в семипелагианстве. Вл. С.

Определение слова «Предопределение» по БСЭ:
Предопределение - религиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности. Особое значение приобретает в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения последовательного Монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которого оказывается невозможной религиозная этика. Это обусловило возникновение споров о П. в Иудаизме, Исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев - как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию.
В исламской теологии 8-9 вв. шла острая полемика между джабаритами, учившими об абсолютном П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована Августином в борьбе с Пелагианством: благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П. характерен для религиозного индивидуализма Реформации - для М. Лютера и особенно для Ж. Кальвина, развившего учение об абсолютном П. - Кальвинизм.
С. С. Аверинцев.

Предоперационный    Предопределение    Предопределённость