Шатобриан

Шатобриан в Энциклопедическом словаре:
Шатобриан - (Chateaubriand) Франсуа Рене де - виконт (1768-1848),французский писатель. Роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби,веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира - в повестях ''Атала''(1801), ''Рене'' (1802) с центральным образом романтическогогероя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось скритикой индивидуализма. В книге ''Гений христианства'' (1802), в мемуарах''Замогильные записки'' (опубликовано в 1848-50) - проповедь христианскогосмирения и подвижничества, не лишенная религиозной экзальтации.

Определение слова «Шатобриан» по БСЭ:
Шатобриан (Chateaubriand)
Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен-Мало, - 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793-1800 - в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации - посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Ш. составило основной фонд т. н. консервативного романтизма. Уже в заметках
«Путешествие в Америку» (опубл. 1827) наметилось разочарование Ш. в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Ш. от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Ш. противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести
«Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) Ш. полемизирует с концепцией «естественного состояния» (см. в ст. Ж. Ж. Руссо). Эгоистической активности индивида Ш. противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802).
В своей апологии христианства Ш. утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести «Рене, или Следствия страстей»
(1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Ш. антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества.
«Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес «История последнего из Абенсераджей»
и «Натчезы» (оба опубл. в 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Ш. подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. в 1848- 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Ш. высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.
Соч.: CEuvres romanesques et voyages, t. 1-2, P., 1969; в рус, пер. - Рене..., в кн.: Французская новелла XIX в., т. 1, М. - Л., 1959.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1976, с. 388-93; История французской литературы, т. 2, М., 1956: Европейский романтизм, М., 1973; Moreau P., Chateaubriand, P., 1967; Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand, Brux., 1968.
А. П. Бондарев.
Ф. Р. Шатобриан. Портрет работы А. Жироде-Триозона.

Шато-икем    Шатобриан    Шатов