Чавчавадзе
Чавчавадзе в Энциклопедическом словаре:
Чавчавадзе - Илья Григорьевич (1837-1907) - грузинский писатель. Вместе с А.Р. Церетели стоял во главе национально-освободительного движения 60-х гг.Поэмы ''Видение'' (1859), ''Отшельник'' (1883) о бесправии трудового народа;сатирическое обличение помещичьего быта в повести ''Человек ли он?''(1859-63).
Тамара Ираклиевна (1896-1968) - грузинская
актриса, народнаяартистка Грузии (1943). С 1922 в грузинском Театре им.
Руставели, Театреим.
Марджанишвили (Тбилиси), с 1964 в Сухумском театре и др. Снималась вкино.
Александр Гарсеванович (1786-1846) -
грузинский поэт.Зачинатель романтизма в грузинской поэзии. Основная
тема творчества -исторические судьбы Грузии (стихотворение
''Озеро Гокча'', 1841, ''Кавказ'',опубликовано в 1852).
Мастер любовной лирики.
Определение слова «Чавчавадзе» по БСЭ:
Чавчавадзе - Александр Гарсеванович [1786, Петербург, - 6(18).11.1846, Тбилиси], грузинский поэт, общественный деятель; князь. Родился в семье известного политического деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге (1795-99). В 1809 окончил петербургский Пажеский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813-14. С 1814 занимал в Грузии крупные военно-административные должности. В его доме собирались представители прогрессивной общественности, бывал А. С. Грибоедов, который женился на дочери поэта Нине. В 1832 участвовал в дворянском заговоре, ставившем целью отторжение Грузии от России и осуществление некоторых социальных реформ.
Был сослан в Тамбов. Вернулся в Грузию в 1834. В 1841 получил чин генерал-лейтенанта, после 1843 занялся литературной и общественной деятельностью. Ч. - родоначальник грузинского романтизма. В выборе образов, поэтике, подчёркнутой чувственности лирики Ч. сказывается дань восточной поэтической традиции. Отчётливый отпечаток оставил в поэзии Ч. тбилисский городской фольклор. Ч. замечал приметы нового века и чутко отзывался на боль и чаяния народа. Безрадостной современности поэт противопоставлял величественное прошлое его родины и её светлое будущее. Творчество Ч. во многом определило судьбы грузинской поэзии, особенно до 60-х гг. 19 в. Его произведения переведены на многие языки мира. Переводчик русской и западно-европейской классики. В с. Цинандали открыт Дом-музей Ч. (1947).
Соч.: в рус. пер. - Грузинские романтики. А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани, В. Орбелиани, Л., 1940.
Лит.: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История груз. литературы, Тб., 1958.
Г. Н. Абзианидзе.
Чавчавадзе - Илья Григорьевич [27.10(8.11).1837,
Кварели, - 30.8(12.9).1907], грузинский
писатель и общественный
деятель. Родился в княжеской семье. В 1857 поступил в Петербургский
университет. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революционно-демократического
направления грузинской литературы. Один из организаторов движения
«Тергдалеулеби». С 1864 Ч. сочетает литературную деятельность со службой в государственных и общественных учреждениях. Он состоял членом
комиссии, которая занималась урегулированием
отношений между дворянством и крестьянами в
связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьей.
Многие годы был председателем общества по
распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под редакцией Ч. выходила газета
«Иверия». В 1879 был председателем
правления грузинского драматического общества. В 1906 Ч. избрали членом Государственного совета, некоторое
время он жил в Петербурге. В Государственном совете он примыкал к т. н. академической группе, в которую входили
главным образом прогрессивные
буржуазные деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа.
Противник самодержавно-крепостнического строя, виднейший
представитель национально-освободительного
движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произведения были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из
Тбилиси в Сагурамо.
Ч. рассматривал
литературу как одну из форм
познания действительности. Он
полностью разделял
эстетические воззрения революционных демократов, считая, что искусство
вообще, а
литература в
частности, отражая
действительность, подчиняются в своём
развитии тем же законам.
Изучение жизни Ч. считал основополагающим
моментом процесса художественного творчества.
Решительный противник теории
«искусства для искусства», Ч. требовал от искусства общественной значимости,
идейности, активного участия в борьбе за социальный
прогресс. Его
взгляды, оказавшие
серьёзное воздействие на деятельность грузинских шестидесятников, выражены в
«Записках проезжего» (1861).
Ч.-писатель чутко откликался на явления
современной действительности; он обличал в своих произведениях
крепостнические порядки и
широко отразил
процесс разложения феодального уклада. Поэмы «Видение» (1859), «Несколько картин, или
Случай из жизни разбойника»
(1860),
повесть «Рассказ нищего» (1859-62) показывают
бесправие трудового народа, сословно-классовые
противоречия в грузинском обществе. Ч.
твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостническом обществе,
невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником
уничтожения этих противоречий последовательно революционным
путём, тем не
менее ощущал
неизбежность ликвидации крепостнических отношений. Сатирическое
обличение помещичьего быта в повести
«Человек ли он?» (1859-63) вызвало
негодование груз. дворянства. Ч. поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть «Отарова вдова», в которой осветил
взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного
права в Грузии.
Поэзия Ч. в
целом носит
патриотический гражданский характер. Многие из его лирических
стихотворений, начиная с написанного в 1857
«Горам Кварельским», рисуют картины
родной природы. Но и в таких произведениях Ч. звучат социальные
мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка
проникнуто стихотворение «Муша» (1863). В 1872 написаны
стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей общественного
служения вдохновлена поэма
«Отшельник» (1883), в которой Ч. философски переосмыслил народный
сюжет. Язык поэзии Ч. -
живой, образный, подлинно народный.
Произведения Ч. переведены на многие языки мира. Мемориальные
музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).
Соч.: в рус. пер. -
Избранное, Тб., 1947; Избранное, Тб., 1952.
Лит.: Зандукели М.,
Очерки по истории груз. литературы XIX в., 2 изд., Тб., 1955; Барамидзе А.,
Радиан и Ш., Жгенти Б., История груз. литературы,
Краткий очерк, Тб., 1958.
Ш. Д. Радиани.
И. Г. Чавчавадзе.
Чавчавадзе -
Тамара Ираклиевна [16(29).10.1900, Тбилиси, - 26.4.1968, там же], грузинская
советская актриса, народная
артистка Грузинской ССР (1943). В 1922 ещё студенткой
театральной студии А. Н. Пагавы сыграла роль
Лауренсии в
спектакле «Фуэнте овехуна»
Лопе де Вега, поставленном К. А.
Марджанишвили в Театре им. Ш.
Руставели. Участвовала в
создании Государственного театра в
Кутаиси (1928; с 1933 - тбилисский
Театр им. Марджанишвили), работала там до 1942,
затем в Театре им. Руставели; с 1964 - в Сухумском театре. Роли: Маргарита
(«Дама с камелиями» Дюма-сына). Зейнаб («Измена» Сумбатова),
Васса («Васса Железнова» Горького), Саната («Бахтриони» по Важа Пшавела),
мадам Сан-Жен («Мадам Сан-Жен»
Сарду), Мать («В
добрый час!» Розова)
и др. С 1926 снималась в кино. Награждена орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Чавкнуть
Чавчавадзе
Чавыча